Вечерний Северодвинск
Номер от 9 октября 2002 г.

Космос поет на клиросе...
На канале РТР продолжается телесериал «Бригада». Наш корреспондент вернулся из эпицентра «бригадных событий»

Командировка началась в поезде. Сосед по купе сразу посетовал:

- Блин, угораздило же тащиться в Москву именно сейчас...

- А в чем, собственно, дело? - из вежливости поинтересовался я.

- Да вот, запал я тут, стыдно сказать, как бабушка - божий одуванчик, на сериал. И теперь в дороге приходится пропускать серию.

- А что за картина? - продолжал я неизбежный вагонный разговор.

- «Бригада» называется, новый российский боевик, крутое кино. Давненько ничего подобного в «ящике» не видел...

Я умолчал, что в Москву еду на встречу с артистами Безруковым, Дюжевым, Вдовиченковым, Майковым - то есть с «бригадой» и «бригадиром» в лице режиссера и автора сценария, нашим земляком Алексеем Сидоровым.

Первое интервью состоялось в буфете Московского ТЮЗа.

... Он был точен. Ровно в назначенный час к главному входу театра подкатила видавшая виды черная двадцать девятая «Волга», из которой навстречу нам появился улыбающийся, стройный и высокий и, может быть, несколько угловатый и неуклюжий, но все равно очаровательный Космос (Дмитрий Дюжев).

- Значит, в жизни «ихнему» «Линкольну» предпочитаешь «Волгу», Дима?

- Получается, да. Но с ней всегда столько проблем, недавно вот двигатель пришлось заменить.

- Знакомая история. К счастью, сегодня мы о другом. Дима, а по рождению ты москвич?

- Нет, по рождению я Рак (родился 9 июля), а приехал семь лет назад из Астрахани поступать после школы в институт. Учился у Марка Захарова. Курс у нас был актерско-режиссерский, так что с самого начала сокурсники, друзья-режиссеры, взяли нас в такой оборот - просто ужас. Но это дало нам прекрасную жесткую школу выживания, здоровой конкурентной борьбы и вообще - жизни на съемочной площадке. Мы приучились работать с абсолютно разными режиссерами и по темпераменту, и по характеру, и по таланту...

- А на съемках «Бригады» с Алексеем Сидоровым ты был на «вы» или на «ты»?

- Панибратства на площадке, конечно же, не было, хотя мы и обращались друг к другу на «ты». Но я не мог сказать режиссеру: «Да ну, иди ты, Леша...» А в то же время на съемках всегда был момент совета что ли, мы предлагали свои варианты по каждому эпизоду, некоторые даже вошли в картину. Но, разумеется, решающее слово всегда оставалось за Алексеем.

- Твой герой Космос в фильме становится законченным наркоманом, а как с этим делом в реальной жизни?

- Мы с Лешей сразу договорились, что я не буду употреблять наркотики. Хотя было много возможностей попробовать кокаин или еще что-то. Меня знакомые некоторые прямо уговаривали даже: «Димон, ну давай, ну, блин, ну чего ты...» Я говорил: «Не-не, ребятки...» Так что я не пробовал, не нюхал, не покуривал. И вся наркомания на экране - это только игра. А уж похоже на правду или нет, судить не мне.

- Дима, одной из удач фильма и твоей роли, в частности, я считаю точно выбранное имя персонажа - Космос.

- Что да, то да. Космос - это вообще атас. Сейчас, когда я прихожу на рынок, то сразу слышу: «Кос! Кос! Чего надо? Чего ищешь? Космос, иди сюда... ну подпиши здесь...» А когда я даю автограф и расписываюсь - Дюжев, мне говорят: «Не, не, чего пишешь? Мне это не надо. Подпишись - Космос».

Причем даже до того доходит, что некоторые всерьез спрашивают: мол, кого сейчас «крышую», какие районы. Ну полный атас! А вот совсем недавно мы с театром были в Тбилиси, где, казалось бы, все телеканалы на грузинском языке, и там, правда, у кого есть антенны, ловят и смотрят РТР и «Бригаду». А как следствие, мне на местных рынках все продавали со скидкой. А однажды мы сидели в кафе. Вошел «браток» - сразу видно. Осмотрелся. Узнал. Подходит. «О-па! Ты Космос, да?! Все - ты мой брат. Здесь я... Здесь все подо мной. Поляну накрыть, быстро», - мигнул он официантам. И все закрутилось, завертелось... В общем, это здорово, конечно. Но на всю жизнь оставаться Космосом мне не очень бы хотелось.

- Дима, в фильме есть несколько, скажем так, откровенных сцен...

- Ах, да, слава Богу, Леша большинство из них вырезал. И у меня на даче должна быть постельная сцена. Я так переживал, прямо жуть. Постоянно уговаривал Лешу: «Пожалуйста, не надо...» И когда привезли девушек, симпатичных... все ребята, мягко говоря, разволновались... И тут Пчелка (Павел Майков) затараторил: «Леша, Леша, я хочу! Давай я все сделаю...» Ну, в общем, меня пронесло.

- Взаимозаменяемость на площадке - внутрибригадная черта?

- Мне, по крайней мере, все помогали.

- Дима, в картине есть сцена крещения сына Белого... А по жизни как ты относишься к религии?

- Я человек верующий, и когда приезжаю домой в Астрахань, хожу в храм и пою на клиросе иногда... Частенько с батюшкой мы обсуждаем волнующие меня вопросы, в частности, об актерской профессии. Лицедейство он не отрицает и не охаивает полностью. Важно то, какую конечную мысль ты несешь, а плохие и порочные люди созданы Богом для понимания глубины бездны, нас окружающей, терпения нашего и укрепления веры. Вот и мой персонаж в конце концов осознает свое падение, но, к сожалению, слишком поздно...

- По фильму Космос - сын Николая Еременко...

- Меня теперь часто спрашивают, мол, не было ли у меня ощущения, что это последняя роль народного артиста... Ну откуда? Не было, конечно... А относился он ко мне действительно по-отечески.

- Дима, в картине показана настоящая дружба, а в жизни у тебя есть друзья, ради которых - в огонь и в воду?

- После фильма мы очень сдружились с Володей Вдовиченковым и с Пашей Майковым, да и с Сергеем Безруковым тоже. Часто перезваниваемся, работаем, отдыхаем вместе, я могу, если надо, даже денег у них одолжить. А из «добригадной» жизни у меня есть только один настоящий друг. Многие приятели из моего прошлого уже убиты, стали наркоманами или сидят в тюрьме. В общем, все, как в «Бригаде». Они и начинали так же, как в любой провинции: рынки, рэкет, мелкие кражи. Там ведь работы толком нет. Даже после института все понимают: на кого бы ни учился, ты не будешь работать по профессии: или рынок, или криминал, или кого-то надо обмануть, иначе без денег будешь жить, а без денег никто жить не желает... Все это ясно. Старая тема. Но все равно я очень хочу, чтобы молодежь себе в голову взяла, что своим умом, своим желанием, своей верой, может быть, в этой жизни можно утвердиться и понять, что не все пути тупиковые.

- Дима, а какую роль ты еще не сыграл?

- Мне с детства очень хотелось сыграть героя, но не такого, как в нашем понимании, когда всех перестреляли, всех убили - и ты герой, а вот именно такого, который всем помогает, всех спасает, всех защищает, приходит на помощь - русский персонаж. Поэтому я с детства старался заниматься спортом, готовил себя физически. Надеюсь, эта роль впереди.

- А сейчас чем занимаешься?

- По вечерам смотрю «Бригаду», а с утра снимаюсь в сериале про ФСБ.

Александр ИПАТОВ