Вечерний Северодвинск
Номер от 2 октября 2002 г.

Все дороги ведут в Рим
Понтифик бережно пожал руку, а мадам Вивальди подарила торт размером со стол

Номер «Вечернего Северодвинска», в котором было написано об их поездке в Италию, Лена Грига и ее мама Ирина Александровна прочитали уже на пути к римским каникулам - в московском поезде.

Летать самолетами «Аэрофлота» Лене теперь тоже нравится. Но при одном условии - если рядом друзья. С ними даже шестичасовая задержка их чартерного рейса была не страшна. Смеялись, пели песни для себя и стюардесс, бегали посмотреть на кабину пилотов. Мамы, уставшие от воздушных перепадов и земного ожидания, не имели возможности сдержать энергию тридцати пяти талантливых детей и махнули на них рукой. В надежде на выносливость техники и экипажа. Досталось всем. Во всяком случае, командир, вначале приветствовавший пассажиров бодрым голосом «Дамы и господа», под конец вынужденной стоянки вымолвил через громкую связь: «Милые дети...» - особенно мощно нажав на слово «милые».

В общем, по мнению Лены, все было на высоте. И на такие мелочи, как рекомендации стюардесс взглянуть на облака, под которыми пролетали Париж, Лондон и т.п., обращать внимания времени не было.

За бортом остались утомительные репетиции в Москве и Санкт-Петербурге. Бесконечное повторение латинского текста «Реквиема». Выступление вместе с хором Попова в Петергофе, начавшееся с дождика. Небольшого, но противного, потому что лечить простуду, подхваченную юными артистами в Питере, пришлось уже в Италии.

В аэропорту Рима представители «Аэрофлота» выдали всем своим беспокойным пассажирам одинаковые кепки с пожеланием не потеряться за два дня пребывания на чужой стороне. Таможенный контроль Лена с мамой прошли без проблем, а вот одного мальчика промучили до позднего вечера, что-то с визой не так было. Пришлось даже послу российскому в это дело вмешаться.

В гостинице с очень сложным названием, которое Лена произносит запросто, а я боюсь повторить, раньше жили монахини. Келью-номер, с католическими крестами и иконами, девочка неуважительно вспоминает как камеру-одиночку, хотя к сервису претензий нет.

Что удалось увидеть за два дня, не считая Папы Римского? Достопримечательности древнего города, которых увидели бы гораздо больше, не попади экскурсионный автобус в пробку. Озеро вулканического происхождения, что плескалось возле их отеля. А еще - итальянские свадьбы:

-Невесты, как у нас, а женихи старые и лысые, - коротко докладывает Лена.

Что особенно запомнилось, не считая концерта? То, что утром в отеле их разбудил... крик петуха, а потом его поддержали итальянские коровы и собаки.

- И еще - первый ужин. Познакомились там с мадам Вивальди, специально приехавшей на концерт. Узнав, кто мы такие, она очень обрадовалась. Спели для нее «Глорию» Вивальди. И мадам, в знак благодарности, подарила нам торт размером со стол. Очень вкусный и красивый.

Следующий день был самым важным - 8 сентября, день концерта в резиденции понтифика. Родителям долго пришлось ждать решения - пустят ли их послушать своих детей. Пустили. Завели в небольшой внутренний дворик. Тишина стояла неимоверная. Ребята наши по струночке вытянулись, выстроившись на ступеньках.

- Знаете, как волновались? - улыбается Леночка.

Догадываюсь.

Папа Римский вошел, поддерживаемый под руки двумя кардиналами. Немногочисленные зрители, предупрежденные заранее о правилах католического приличия, аплодировали ему стоя.

- Всего один час длился концерт, - рассказывает Ирина Александровна. - Нам так объяснили: папа - человек, мягко говоря, немолодой, ему тяжело дольше сидеть. А после выступления он очень удивил, прочитав по бумажке речь сначала на итальянском, а потом на русском языке. И без акцента!

- А потом нас по очереди подводили к нему, - продолжает Лена, - сказали, что нужно руку Папы поцеловать или пожать. Я пожала и улыбнулась ему. Он внимательно посмотрел на меня, словно хотел на лице что-то рассмотреть, и ответил таким пожатием, словно перед ним стояло хрупкое создание.

- Да он просто очень старенький и слабый, - объясняет мама.

Позже, уже в Москве, когда каждому была вручена на память фотография работы итальянского мастера, общее мнение было однозначным: Ленин снимок лучше всех. Он ей самой тоже очень нравится. Потому что попали в кадр ее друзья.

Потом, когда напряжение спало, был сплошной восторг. От удачного выступления хора, от добрых слов, сказанных понтификом, от того, что все просто потрясающе!

В Москве детско-родительскую делегацию встречали радостными криками и гроздями воздушных шариков студенты, опекавшие ребят на родной земле. Рассказывали, как смотрели прямую трансляцию концерта по каналу «Культура» и поздравляли с успехом. А юные таланты еще громче закричали: «Ура!», когда на обед им дали картошку («Думали, что если опять будут макароны - не выдержим»). И еще долго говорили «грация», вместо отечественного «спасибо».

А вот прощание было очень грустным, наревелись все от души. Вернувшись домой, Лена написала по письму всем своим рыцарям - шестерым мальчишкам, не отходившим от нее все эти дни ни на шаг. Теперь ждет ответов. Вертит в руках огромную сосновую шишку, подобранную под итальянской сосной, и серебряный крестик с бусинками на цепочке - подарок от Папы Римского. Все это напоминает о самых счастливых днях.

Какие планы у нее? Учиться и петь. Каждое воскресенье в «Лучике» и еще на занятиях академическим хоровым пением в ягринском Дворце культуры:

- Надо голос ставить.

Осталось только добавить, что российским ребятам с ограниченными физическими возможностями и безграничным талантом подарило эту поездку международное благотворительное движение «Звезды мира - детям». А в его ближайших планах - организация концерта в Вашингтоне.

- Ой, Лена, вот бы тебе еще и Америку посмотреть! - узнав об этом, желаю девочке очередного успеха в строгом конкурсном отборе.

- Да мне самое главное - друзей увидеть.

Ольга ЛАРИОНОВА