Вечерний Северодвинск
Номер от 25 сентября 2002 г.

Кому ставить авто диагноз?
На прошлой неделе на вопросы владельцев автомобилей в редакции «Вечерки» отвечал директор ООО «Центр диагностики» Александр Кузнецов

Признаться, было опасение, что «прямой провод» с руководителем фирмы, мимо которой частнику теперь, если он намерен получить талон о ежегодном техосмотре, никак не проехать, превратится в спор. Вокруг юридических подоплек введения проверки техсостояния транспорта с использованием средств диагностики.

То, что новое встречается в штыки, объяснимо. Как ведь было? Все сводилось к субъективным оценкам инспектора ГИБДД. Доехал - значит, тормоза в порядке. Это не диагностический стенд, который выведет на компьютер сотые доли отклонения от нормы удельной тормозной силы колеса. Достаточно сказать, что в первый день работы Центра из 62 автомобилей техосмотр прошли лишь восемь. На фоне существенно возросшей платы за ТО страсти кипели нешуточные.

Какие же перемены в настроении автолюбителей произошли спустя два месяца?

- Сергеев Леонид Алексеевич звонит, техосмотр прицепа к легковому автомобилю тоже через Центр диагностики проходить?

- Да. Проверяется состояние световых приборов, колес, амортизаторов и прицепного устройства.

- И сколько это будет стоить? Дело в том, что я платил еще по прежним тарифам ГИБДД, выходит, деньги пропали?

- За ТО прицепа взимается 110 рублей. Привезите квитанцию, сделаем перерасчет.

- Уточните, что же проверяется визуально, а что с помощью диагностического оборудования?

- Вас как зовут?

- Валерий Михайлович...

- Валерий Михайлович, с применением средств диагностики проверяется система тормозов, включая «ручник», контролируются приборы освещения, выхлопные газы.

- А развал-схождение колес?

- Нет. Это вы должны проверить перед тем, как ехать на ТО. Как и убедиться в том, что давление в шинах соответствует норме.

- А нормы кто устанавливает?

- Они определены ГОСТом. Скажу, что принятые в 2001 году нормативы более либеральны. По этому поводу уже бьют тревогу экологи, ратующие за сокращение выбросов автомобилями углекислого газа.

- Панов беспокоит, мой водительский стаж более 20 лет, три машины уже сменил. Раньше ТО проходил без проблем, а «благодаря» вашему Центру получил талон лишь с третьего захода...

- Считаете, что контролеры на линии излишне требовательны?

- Поначалу, признаться, раздражение появилось. А потом... Хоть благодарность пиши.

- Обычно, нас поругивают (Кузнецов смеется).

- Знаете, после того, как при повторном заходе на тормозной стенд получил в диагностической карте «крест», два дня и два вечера провел под машиной. Вроде бы, все сменил: колодки, тормозные цилиндры проверил. Думаю, дай еще тормозную жидкость солью, я ж ее не менял лет пять. Тут-то и стало ясно, почему не создавалось нужное давление...

- Спасибо за звонок.

- Чудинов Дмитрий Савельевич, «прямая линия»?

- Ваш вопрос?

- Александр Александрович, к вашей фирме у меня претензий нет, обслуживают в Центре культурно, да и внешне все выглядит на европейском уровне. Вот такие бы станции техобслуживания в Северодвинске строили!

А вопрос у меня такой: почему Архангельская область и Северодвинск в частности решили ввести инструментальный контроль едва ли не первыми в России? Куда спешим? Понятно, что у частной фирмы «свой» интерес, а власти?

- Дмитрий Савельевич, недавно прозвучала озабоченность президента Владимира Путина по поводу неудовлетворительного технического состояния автопарка в России. После того, как стали все чаще поступать данные об автокатастрофах с человеческими жертвами. Он напрямую обратился к руководителям регионов, чтобы те усилили контроль за тем, в каком состоянии выходят машины на линии. Особенно те, которые перевозят пассажиров.

Каким образом? С одним из читателей «Вечерки» мы уже говорили на эту тему. Повторюсь, что ежегодный государственный техосмотр с применением средств диагностики - не блажь Кузнецова. На глазок инспектор ГИБДД не определит, как отрегулированы фары, не будут ли они слепить водителя машины на встречной полосе, каков суммарный люфт в рулевом управлении, насколько надежны те же тормоза...

- А что, в Вологодской области или в Архангельске меньше проблем с техникой?

- Хорошо, отвечу: впереди ли мы России всей? Из 89 в 82 регионах диагностические Центры активно внедряются. В Архангельске их четыре, в Москве - 123. Насколько я знаю, в Северодвинске оборудуется второй подобный Центр.

- Павел Васильевич звонит, фамилию не называю.

- Пожалуйста.

- Скажите, вы по образованию не юрист?

- Нет, но с юридическими тонкостями, связанными с введением нового порядка техосмотра, знаком.

- Да бог с ним, я уже обращался в прокуратуру, в суд...

- Ясно. Позволю лишь обратить ваше внимание на решение Конституционного суда РФ в июле этого года, который фактически признал известное 880-е постановление правительства России как не противоречащее действующему законодательству. Проще - правительство вправе устанавливать порядок проведения гостехосмотра. В том числе и с использованием средств технического диагностирования. По согласованному с Москвой графику в Архангельской области сроки введения такого порядка ТО, с учетом разных категорий автомобилей, уже истекли 1 июля 2002 года.

- Еще вопрос. А почему внутри Центра диагностики за руль садится ваш контролер?

- Это не капризы. Все объясняется просто: когда проверяются те же тормоза на стенде, усилие, с которым нажимается педаль, должно быть определенным. Контролер изучал технологию диагностики на заводе-производителе оборудования, так что он не искажает реальных показаний. Убедился в этом на личном опыте. Согласитесь, в дорожных условиях мы жмем на тормоза в зависимости от ситуации. А на стенде? Лично я - «недожал», сел в машину контролер - компьютер выдал другие данные.

- А разве вы не заинтересованы в том, чтобы собрать с водителей больший «урожай»?

- В том-то и изюминка, что нет. Наверное, убедились, что за повторный осмотр автомобиля деньги не взимаются. Скажу больше, затраты эти рублем не возмещаются. И «под себя» мы не работаем. Потому, что Центры диагностики, которые по конкурсу допускаются к гостехосмотру, никаких других услуг предоставлять автолюбителям не имеют права. Это закон.

- Александр Александрович, беспокоит ветеран второй группы Василий Васильевич Бичук. Не грех бы вашему Центру ввести льготное обслуживание для тех, для кого автомобиль - не роскошь, и оплачивать услуги за ТО чересчур накладно.

- Уважаемый Василий Васильевич, рад бы. Нынешний уровень тарифов, по которым мы работаем, утвержден в администрации области еще в 2000 году. С тех пор те же энерготарифы увеличивались неоднократно. Какой выход? Во-первых, проблему льгот нужно обсуждать с представителями Управления социальной защиты. Во-вторых, я готовлю предложения в региональную конкурсную комиссию, чтобы в будущем по крайней мере автомобили грузоподъемностью до 3,5 тонны разбить на четыре группы. Соответственно, с изменением шкалы платежей тарифы для водителей малолитражек, для тех же инвалидов могут измениться.

- Юрий Владимирович, это редакция «Вечернего Северодвинска»?

- Да.

- Хочу поблагодарить журналистов за то, что они организовали «прямой провод», подняв тему, которая сегодня волнует тысячи горожан. А к Кузнецову у меня и вопрос, и предложение. Скажите, а где в Северодвинске можно проверить автомобиль перед тем, как ехать на ТО?

- Вы имеете в виду предварительный инструментальный контроль?

- Конечно.

- К сожалению, такого оборудования, как у нас, в Северодвинске пока не найти. Знаю, что некоторые фирмы намерены заполнить «брешь». Спрос рождает предложение.

- А мое предложение с этой проблемой и связано. Чтобы впредь избежать социального возмущения, нужно делать все, чтобы в городе появлялись цивилизованные станции технического обслуживания, на которых осуществлялись бы и диагностика, и регулировки агрегатов автомобиля, которые влияют на безопасную эксплуатацию.

Отчет подготовил Василий РАШЕВ P. S. Редакция «Вечернего Северодвинска» готова продолжить обсуждение затронутой в «прямом проводе» темы. Если у наших читателей появятся дополнительные вопросы к директору ООО «Центр диагностики» А. Кузнецову, к руководителям ГИБДД, их можно направлять в адрес редакции (ул. Первомайская, 15).