Вечерний Северодвинск
Номер от 19 сентября 2002 г.

По правилу храповика
Живет наша энергетика, решая все проблемы за счет повышения тарифов

С наступлением холодов все жарче становятся разговоры о тепле. Когда начнут подогревать наши подзастывшие на осенних ветрах квартиры? Сколько это будет стоить в новом отопительном сезоне? Отвечая на первый вопрос, городские власти обещают: со следующего понедельника батареи в домах станут горячими. И на фоне этой радостной новости отходят на задний план разговоры о возможном подорожании стоимости «теплых и светлых» услуг. «Да и что толку обсуждать эту больную тему, если нас все равно не спрашивают и не слушают», - уверены терпеливые северодвинцы.

Депутат областного Собрания председатель постоянной депутатской комиссии по топливно-энергетическому комплексу Юрий Спиридонов с такой постановкой вопроса не согласен:

- Напомню, что последнее повышение «энергетических» тарифов было в декабре 2001 года. Тогда энергетики, несмотря на наше сопротивление, смогли доказать его необходимость. Сегодня предлагают на 79 процентов от нынешнего уровня повысить тарифы на электроэнергию и на 57 - на тепло. Я думаю, что говорить об аргументах такого решения должны сами энергетики, им обязательно нужно дать слово. В споре рождается истина. А сегодня нам стоит обсудить этот вопрос не с точки зрения голого экономизма, а с точки зрения общегосударственной политики и мирового опыта.

- Как правило, сравнение с цивилизованным зарубежьем всегда оказывается не в нашу пользу.

- Этот случай - не исключение. Поверьте на слово, если на Западе повышается тариф на несколько процентов, это становится поводом для всеобщего серьезного обсуждения. Люди, выражая недовольство, выходят на улицы, пресса, как ей и положено, поднимает шум.

- И все заканчивается...

- Зачастую - откатом назад. Или это становится для властей хорошим уроком на будущее. У нас же действует правило храповика - тарифы меняются только в сторону увеличения. Это значит, что наш энергетический рынок не отлажен. Помните, когда начиналась перестройка, очень многие так называемые специалисты кричали: рынок не может быть регулируемым. Но сегодня мы видим, что во всем мире идет его регулирование. А у нас реформы ведут к тому, что цены на энергоносители никогда не снижаются. При этом все время честно предупреждают: будет еще дороже.

- Юрий Валерьевич, но, может быть, в период реформ по-другому и нельзя?

- В Великобритании после десяти лет осторожного регулирования цены на энергоносители снизились на 20-30 процентов. Вот еще один пример. В американском штате Калифорния после демонополизации этой отрасли резко подскочили цены. Тут же в ситуацию вмешалось государство. Специальная комиссия не стала разбираться в объективных причинах повышения цен, а принялась подсчитывать затраты. Выяснили, что при рыночной экономике поставщики энергии сами должны бороться за то, чтобы тарифы были приемлемы для населения. Ну и, в конце концов, вернули тарифы на прежний уровень.

- В чем секрет такого нереального для нас «хеппи энда»?

- У них очень жесткие правила «игры». Разбираются, не было ли сговора между поставщиками, занимались ли компании энергосбережением. Штрафы нарушителям такие выдают, что другим неповадно становится заниматься подъемом тарифов. Я был очень удивлен, когда узнал, что энергетические компании жестоко наказываются за то, что они плохо занимаются энергосбережением. Поэтому они приходят в дома, дают жильцам рекомендации, что нужно сделать, в некоторых случаях бесплатно проводят различные «утеплительные» мероприятия, обеспечивая снижение затрат. Спрашивал: почему обременяются поставщики такими расходами? «А как же иначе? - удивились специалисты в ответ, - ведь им дали возможность работать на рынке». В общем, во всем цивилизованном мире процесса роста энерготарифов, подобного российскому, нет.

- Но вам могут на это сказать: там тепло и свет стоят значительно дороже

- Да, раза в два-три. Но при этом нужно учитывать, что мы находимся в особых условиях. Во-первых, Россия пока еще является экспортером газа и нефти в Европу, так что имеет право взять себе их подешевле. А еще давайте подумаем вот над чем. Если мы уступим требованиям и сравняем тарифы с европейскими, то в результате окажемся не в равных, а в значительно худших, просто немыслимых условиях. К примеру, в Дрездене яблоки растут и груши, там отопительный сезон длится 2-3 месяца. А мы из-за климатических условий тратим на порядок больше энергии. Плюс к этому наша промышленность отстает. Многие годы мы не считали затрат, в результате чего эффективность производства очень низкая. Не правы те, кто считает, что с увеличением цен за тепло и свет начнется их экономия. Выключать «лишние» лампочки - это, конечно, важно. Но, в первую очередь, экономия - это внедрение новых технологий. На что нужны немалые средства, а где их возьмешь, если все деньги предприятия отдают за тепло и свет.

- Опыт других отраслей отечественного рынка показал: конкуренция - на пользу потребителям. А может ли она появиться на «энергетическом поле» нашей области?

- К сожалению, сегодня это невозможно. Предполагается создание нескольких энергетических компаний, но пока ничего нового нет. Поэтому мы настаиваем, чтобы у нас оставалось жесткое государственное регулирование.

- С появлением альтернативных источников энергии положение изменится в лучшую сторону?

- Это тема для отдельного разговора. А политика такая в области проводится. Это продолжение строительства газопровода, атомная энергетика, использование местного топлива. Но ни в коем случае мы не говорим о том, что в будущем нужно будет забыть про уголь и мазут, просто к ним прибавятся атом и газ. Никто ведь не знает, какие цены будут через 20 лет. А из четырех источников энергии всегда можно выбрать самый выгодный.

- А пока не позавидуешь местным товаропроизводителям. Их продукция с повышение тарифов станет еще менее конкурентоспособна по сравнению с товаром южных коллег.

- Естественно, мы не можем на равных соперничать с соседями, имея большие затраты на свет и тепло. И это при том, что антимонопольное законодательство Российской Федерации предусматривает установление единых условий для всех субъектов, никто не должен иметь преимуществ.

- Говорят, что за все надо платить. Выходит, мы должны расплачиваться даже за то, что живем на суровом Севере... Думаю, что перед лицом грядущих холодов обязательно нужно сказать доброе слово в адрес наших энергетиков. В прошлую зиму не замерзли, все лето с горячей водой жили.

- Мы уважаем, ценим их труд. И не хотим противопоставить их остальным северодвинцам. У нас общая задача, решить которую только с помощью тарифов невозможно. Если пойдем по пути их повышения, плохо будет всем.

- То, что семейный бюджет горожан пострадает - это понятно. А у энергетиков-то в чем могут быть трудности?

- Во-первых, возрастут неплатежи. Во-вторых, предприятия будут использовать автономные источники, некоторые уже сегодня ставят свои котелки. А, как известно, чем меньше объем производства, тем выше себестоимость работ. Значит, выход один: вместе с энергетиками и областной властью мы должны обратиться к правительству России. В сегодняшней ситуации оно обязано взять на себя часть затрат. Добавочные средства, которые нужны нашим энергетикам, необходимо получить от государства или РАО «ЕЭС». А для потребителей тарифы оставить на прежнем уровне.

- А возможно ли добиться сегодня от государства чего-то? Там ведь, наверное, так думают: молчит регион, значит, может еще терпеть.

- Вот мы и решили не молчать. Региональная энергетическая комиссия будет заседать 26 сентября. К этому времени, надеюсь, сформируется и общественное мнение. И мы услышим его голос.

Записала Ольга ЛАРИОНОВА