Вечерний Северодвинск
Номер от 12 сентября 2002 г.

Геннадий Юхтин: «Мы жили с открытым забралом»
В ходе работы кинофестиваля в Архангельске один из старейших актеров российского кино получил телеграмму от президента России

Геннадий Гаврилович, поздравляю вас с 70-летним юбилеем. Сколько же лет вы отдали кино?

- Точно не скажу, но больше пятидесяти. В моем творческом багаже на сегодня около ста пятидесяти картин.

- Не вспомните ли вы свое первое впечатление от встречи с кинематографом вообще? В качестве зрителя, студента или актера - не суть важно.

- Начну с главного. Я хорошо помню войну. И в первые же послевоенные годы в нашей стране на экраны вышли сотни зарубежных фильмов. Наш кинопрокат тогда был очень беден.

И вот трофейные фильмы являлись тогда основным репертуаром. Советский Союз по специальным соглашениям получил право показывать эти картины безвозмездно в течение трех лет. И фильмы были поистине мирового уровня - «Девушка моей мечты», весь Чаплин, «Тарзан», «Индийская гробница», «Багдадский вор», «В сетях шпионажа», «Большой вальс». Для нас, тогдашних пацанов, впечатление от каждой картины было ошеломляющим. Это неимоверное ощущение праздника большого кино и толкнуло меня к поступлению в институт кинематографии.

- Вы родились в Москве?

- Нет, в Жигулях, под Самарой. Жил в Самаре до сорок второго года, потом родители погибли, и мне пришлось «передвигаться» самостоятельно.

- Значит, после войны вы поступили во ВГИК...

- Да, и мне очень повезло с педагогами. Это великолепные актеры и педагоги - Ольга Ивановна Пыжова и Борис Владимирович Бибиков, мхатовская легендарная пара, которая до нас уже выпустила в свет и Тихонова, и Нонну Мордюкову (она была уже лауреатом Сталинской премии за «Молодую гвардию»), и Катю Савинову, Любу Соколову... Вместе со мной на курсе учились Руфина Нифонтова, Изольда Извицкая, Татьяна Конюхова, Надя Румянцева, Майя Булгакова. Нам еще повезло в том, что к тому времени, когда мы окончили учебу, наше кино наконец-то стало по-настоящему разворачиваться, расширялись студии, и молодые специалисты оказались весьма кстати. «Чужая родня», «Дело Румянцева», «Весна на Заречной улице», «Мальва» - эти картины обеспечили мне хороший творческий трамплин в кино, после которого я был принят в государственный Театр киноактера в Москве, в котором я по сей день бессменно работаю.

- Ваше интервью будет опубликовано в газете «Вечерний Северодвинск»...

- Я хорошо знаю ваш город корабелов, неоднократно бывал в нем. Есть у меня и картины морской тематики. Начал «служить» еще на царском флоте в фильме «Мичман Панин», играл там матроса Галкина. Затем «Гибель эскадры», где уже дул ветер революции.

Потом «Посланники вечности», где мой матрос Долматов делал питерскую революцию. Были военные картины - «Трое суток после бессмертия». Эта роль матроса-севастопольца Сени Колышкина, который погиб, прикрывая товарищей, была для меня очень значительна. После премьеры моряки всех флотов принимали меня за своего. На современном авиакрейсере «Москва» я снимался в «Океане» в чине старпома, ходили по Черному морю, боролись с настоящими штормами.

Были и детские фильмы о море - «Юнга со шхуны «Колумб», «Акваланги на дне», там пионеры ловили моего «шпиона». Пришлось для этой картины серьезно обучаться подводному плаванию. Сейчас, в силу возраста, с тельняшкой пришлось расстаться, но тогда я считал себя по-настоящему морским человеком.

- Геннадий Гаврилович, мы встретились с вами на фестивале телевизионного художественного кино. Ни для кого не секрет, что работа в сериалах имеет свою специфику: до предела сжаты сроки съемок, репетиций, то есть зерно образа приходится искать на ходу. В связи с этим, как вы, артист, привыкший к основательной работе, к съемкам, растягивающимся до года, вписались в телевизионное кино?

- А что оставалось делать? После нашей «перестройки» российское кино стало свертываться не по дням, а по часам. Экран заполонили американские боевики средней руки, купленные нами за бесценок, потому что на родине они свой срок уже отслужили. На телевидение пришла сначала «Изаура», потом мексиканские сериалы, за ними другие. Киноартистам стало не до выбора: или ты снимаешься в сериалах, рекламе, или оказываешься на обочине кинопроизводства. Другой работы просто не было.

Я снялся в сериале «Петербургские тайны». Считаю эту работу везением и актерским счастьем. Этот фильм стал одним из первых значительных отечественных сериалов. По тому времени он имел рекордный «тираж» - 60 серий. Мы попали в тот период, когда в стране шла демократическая революция, брали штурмом телевидение. Так что съемки шли со скрипом. Работа постоянно приостанавливалась из-за финансовой неразберихи - всевозможные девальвации, дефолты. Они обескураживали не только нас, но и те организации, которые субсидировали постановку. Завершение работы было под угрозой. Но поскольку первые десять серий произвели хорошее впечатление, то через некоторое время снова нашлись необходимые субсидии...

Фильм рождался в муках, поэтому он, может быть, и получился крепче других: неторопливая лирическая драма из русской жизни, где есть и добрые душевные люди, и коварство, измена, предательство.

В картине мне досталась трогательная роль слуги Степана, который всю долгую жизнь преданно служит благородным хозяевам. Эта роль оказалась очень близка по духу своей добротой, верностью, порядочностью.

- Вы заговорили о сходстве с характером вашего героя. А какие черты в людях вы абсолютно не приемлете?

- Самое главное в человеке - верность слову. Если он не держит данное обещание, то перестает для меня существовать. К сожалению, в наше время очень многие разменивают свое слово на деньги, на какие-то материальные блага, карьеру... Вот этого я не терплю никоим образом.

- А вас предавали когда-нибудь?

- Не без этого. Я до сих пор не привык к современным рыночным условиям, хотя наша профессия актера испокон веков была рыночной, избирательной, конкурсной. Но раньше шли на пробы, как говорится, с открытым забралом, не надеясь на стопроцентную победу. Мы соревновались, и очень часто я выигрывал эти творческие сражения. А сейчас творится много подковерных игр, зачастую в ход идут деньги, и немалые. Да и богатые дяди, запускающие «свой» фильм, иногда диктуют собственные условия в расстановке актеров.

Разволновавшись, актер положил под язык таблетку валидола. Судя по всему, пора и честь знать. Еще раз поздравляем Геннадия Гавриловича Юхтина с юбилеем. Поблагодарив жестом, он протянул телеграмму с грифом «Президент Российской Федерации»: «Уважаемый Геннадий Гаврилович! Сердечно поздравляю с юбилеем, семидесятилетием со дня рождения. Совершенное владение актерским мастерством, обаяние и искренность позволяют создавать вам в театре и кино живые убедительные сценические образы, которые принесли вам внимание и любовь не одного поколения зрителей. Желаю вам, уважаемый Геннадий Гаврилович, здоровья, благополучия и творческих успехов. Владимир Путин».

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ