Вечерний Северодвинск
Номер от 5 сентября 2002 г.

Рынок - это джунгли. Но цивилизованные
«Ждите звонка из администрации президента», - сообщили на днях генеральному директору северодвинского предприятия «ДиП» Дмитрию Подольскому

И, предупредив закономерный вопрос, добавили: «Это не шутка. Вас записали на встречу с Путиным как представителя малого и среднего бизнеса области». К встрече Дмитрий Владимирович готов. Ему, руководителю производственного предприятия, за три года завоевавшего свое место на весьма капризном мебельном рынке города, области и даже страны, есть что сказать президенту.

Дмитрий, сколько лет подряд мы слышим разговоры о том, что не хватает умных законов, помогающих развиваться производству, что рынок в стране до сих пор остается «диким». Согласны с этим?

- Я считаю, что времена дикой экономики и правового вакуума миновали. В настоящее время страна выходит на рельсы развития и утверждения новых экономических отношений. Создана и функционирует обновленная правовая база, позволяющая нормальным образом развиваться рыночной экономике.

- Но и на этой базе кто-то так и не может встать на ноги, наладить свой бизнес.

- Лет десять-пятнадцать назад в слово «рынок» мы вкладывали большие надежды в плане финансового процветания и расширения возможностей для открытия собственного дела. Но многие из нас не учли одного из основополагающих принципов, о котором не принято говорить вслух: на рынке во все времена действует закон джунглей. Здесь выживает и процветает сильнейший. И тот, кто не в силах противостоять здоровой конкурентной борьбе, должен уйти.

- Все понятно, естественный отбор, в бизнесе остаются сильнейшие. А могут ли они помочь государству стать сильнее, его гражданам - лучше жить?

- Один из основных показателей благосостояния государства, области или города - степень развития собственного производства. Конечно, уровень жизни зависит от множества причин, но его основами считаются: в социальном плане - обеспеченность населения работой; в экономическом - выпуск определенного количества продукции на душу населения. Во многом эти показатели обеспечиваются собственным производством, наличием в регионе товаропроизводителя. Поэтому очень важно разрабатывать не только сырьевые ресурсы, которыми богат наш край, но и организовывать предприятия с полным циклом: от производства до продажи готового продукта.

- Конкуренцию на плотно занятом рынке наши товары в состоянии выдержать?

- В настоящее время продукция отечественных товаропроизводителей - предмет повышенного спроса. Растут запросы потребителей, а с ними и качество товара. На мебельном рынке, на котором работает предприятие «ДиП», конкуренция плавно переходит из области ценовой в правильную (с моей точки зрения) область - соотношений цены и качества. Сегодня покупатель с любым достатком может выбрать на российском рынке мебель, отвечающую его запросам и возможностям.

- А «ДиП» на кого ориентируется?

- Стараемся держаться в разряде фирм, выпускающих мебель для так называемого среднего класса. Трудную задачу для себя поставили, ведь это достаточно сложная категория покупателей, предъявляющая строгие требования к качеству на фоне сравнительно низких конкурентоспособных цен.

- Предприятие «Доступно и Престижно» за три года работы добилось больших успехов. Горожанами его продукция признана. Вышли вы и на большой рынок сбыта, сумев привлечь более 40 городов к сотрудничеству. В прошлом году «диповская» мебель стала лауреатом международной выставки... Все хорошо. Чего не хватает, чтобы стало еще лучше?

-В этом году мы тоже участвовали в выставке «ЕвроЭкспоМебель» и получили Диплом за содержательную экспозицию. Да, есть уверенный рост и большие, даже в чем-то амбициозные, планы развития. Мешают, как всегда, проблемы. Первая и, наверное, одна из самых важных не только для нас - организация розничной торговли. Постоянно развиваясь, занимаясь модернизацией производственных мощностей, предприятия не могут вкладывать огромные деньги в покупку или аренду хороших торговых площадей. А они просто необходимы для достойного представления продукции в собственном регионе. От местной власти нужна помощь, вполне укладывающаяся в принципы честной конкурентной борьбы с привозными товарами.

- А нельзя ли просто взять и «не пущать» иногородних в город, область? Хотя понимаю, что это вопрос дилетанта.

- Я являюсь членом экспертно-аналитического совета при губернаторе области. На его заседаниях в последнее время не раз приходилось слышать точно такое же предложение: ввести административные барьеры, препятствующие ввозу товаров из других регионов. Но, по-моему мнению, это совершенно неправильный путь. Привести он может к задержке развития экономики региона. Ликвидируя таким образом конкуренцию, мы можем ликвидировать и стимул к движению вперед, к улучшению качества товаров, привести к необоснованному росту цен. Гораздо целесообразнее - при решении вопроса о выделении мест под строительство собственных магазинов приоритетное право предоставлять местным товаропроизводителям.

- На вашем предприятии работает около 300 человек, и вакансии имеются. Откуда «черпаете» кадры?

- Сами готовим. Это тоже проблема большая. Не знаю, в силу каких причин, но исторически сложилось так, что в нашем городе немало предприятий, выпускающих мебель. Это фирмы «Северный дом», «Снег», «Аркос-М» и многие другие. Абсолютно без преувеличения могу сказать, что практически каждой из них требуются квалифицированные рабочие руки. У нас есть ряд профессиональных училищ, которые готовят рабочих для заводов центра атомного машиностроения. А таких специальностей, как столяр-станочник, маляр-отделочник, столяр-сборщик мягкой и корпусной мебели, - дефицит. Хотя на сто процентов могу заверить - они бы сегодня без работы не остались. Этой проблеме стоит уделить особое внимание руководству нашего города и профтехучилищ при формировании учебного плана.

- Дельное предложение для Северодвинска, страдающего от безработицы. Есть, наверно, что сказать и руководителям области?

- Одна из главных бед - отвратительные дороги. Некоторые потенциальные партнеры просто отказываются к нам ехать, зная, что им предстоит в пути.

- Скорая встреча с президентом потребует от вас и «государственного мышления».

- Задача государства - создать и подвести нормативно-правовую базу под нормальное развитие всех рыночных процессов. Излишнее вмешательство в работу предприятий приведет только к замедлению их развития. Считаю, что более активную роль государство обязано играть в регулировании естественных монополий. Например, в нашей области - один из самых дорогих тарифов на электроэнергию. Расходы эти приходится вносить в цену товара. И мы не можем на равных конкурировать с товаропроизводителями из других регионов, в которых эта статья расходов значительно меньше. Разработка и скорейшее внедрение новых, более дешевых видов энергии позволит существенно снизить затраты и, как результат, отпускные цены.

- Внимание первого лица государства к проблемам малого и среднего бизнеса вселяет надежду?

- Главное, чтобы они не отходили на второй план. В любом, даже маленьком, но планомерно развивающемся предприятии нужно видеть и стараться помочь встать на ноги сильной структуре. Которая в дальнейшем будет являться одной из основ экономики края.

- Вы твердо уверены, что ситуация в стране не изменится?

- Больше всего хочется верить в стабильность. Политика и экономика связаны неразрывно. А производство является отправной точкой и экономики, и политики. Решая его вопросы, мы и закладываем основы качества жизни, уверенности в завтрашнем дне.

Записала Ирина СЕРГЕЕВА