Вечерний Северодвинск
Номер от 29 августа 2002 г.

Обучение без принуждения
У Ольги и Егора Клыковых много общего

Во-первых, они по отношению друг к другу являются мамой и сыном. А во-вторых, Ольга и Егор ходят в одну школу: в 24-ю, что на Яграх. В качестве педагога-организатора Ольги Витальевны и ученика начальной школы. От 1 сентября они оба ждут радостных встреч с коллегами и учениками, с одноклассниками и учителями.

Хотя, если очень честно, Егору каникулы нравятся больше, чем учебные дни. Несмотря на то, что учится он хорошо. Ведь на каникулах можно кричать и бегать где угодно и сколько сможешь. А в школе - только во время перемены. Да и то, если носишься в классе - учителя ругают.

Но, в принципе, Егор считает, что учиться в школе можно. Вот было бы еще побольше физкультуры, вместо русского - дополнительные задачи по математике и занятия чтоб начинались не раньше девяти утра. А самое главное - чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах детям не задавали домашнего задания.

- Егор, а ты умеешь весь урок сидеть смирно и внимательно слушать учителя?

- Не-а... Я только 15 минут слушаю...

- А потом? О чем думаешь?..

- О бутерброде.

- Тоже неплохо...

Не так давно Клыковы переехали в новую квартиру. Теперь занимаются ее перепланировкой и обустройством. В связи с чем в большой комнате вместо мягкой мебели пока стоит новенькая сантехника.

- Оля, скажи честно, тебе не надоело работать в школе? Взять хотя бы перемену: когда она начинается, в здание школы просто опасно заходить...

- Так кажется только в первые два дня после отпуска. Потом привыкаешь. Меня, например, работа принтера в кабинете секретаря раздражает больше.

А в школу свою я всегда иду с удовольствием. Потому что там я общаюсь с детьми - самыми нормальными людьми в нашем ненормальном мире.

- А ученикам ходить в школу нравится?

- Мне кажется, в нашу - нравится. Кстати, сейчас многие ребята учатся осознанно: идут в школу за конкретными знаниями.

- Теперь в головы детей вкладывают огромный объем информации (которая, кстати, стремительно устаревает). Но при этом их практически не учат думать.

- Считаю, что это зависит от учителя. Если он сам умеет думать, то научит и детей. А что касается нагрузки, я согласна, ее надо пересмотреть. Особенно мне жалко выпускников: они замучены учебой и подготовкой в вузы. Совмещают занятия в школе с репетиторами, подготовительными курсами. Плюс родители зачастую нагнетают обстановку - ругают за оценки, говорят, что никуда не поступишь и останешься дураком.

- Ты своего ребенка не ругаешь?

- За оценки - никогда.

- И уроки с ним не делаешь?

- Когда Егор пошел в 1 класс, я сразу поставила условие, что домашние задания он будет делать сам. Я - только проверяю. Но переписывать никогда ничего не заставляю (как это сейчас делают очень многие мамы).

- Что ж, Егору можно только позавидовать. А каков эффект?

- Он хочет получать хорошие оценки. Но не для меня и не для папы. А для себя лично. И получает их. Ой, за время работы в школе я насмотрелась на детей, которые учились из-под палки. Для родителей. И, между прочим, большинство из них просто-напросто не состоялись: имея блестящие знания, не смогли себя реализовать. Потому что от бесконечных понуканий в школьные годы они стали пассивными.

- А в Швеции до 8 класса детям оценок вообще не ставят...

- Это палка о двух концах. Все-таки ребенок должен располагать информацией о своих реальных возможностях.

- При условии, что ему не забудут напомнить о его безграничных потенциальных. Особенно, когда захотят поставить «двойку».

- Согласна. А вообще, для меня как для матери самое главное, чтобы мой ребенок ходил в школу с удовольствием. Не знаю, как будет дальше, но пока я от него ни разу не слышала фразы «не хочу в школу». Это, безусловно, заслуга педагогов нашего начального звена. Я считаю, что они у нас настоящие профессионалы. Еще здорово, что наша «маленькая школа» располагается в отдельном здании. Там очень приятная аура уютного сказочного мира.

- Может, в вашей «маленькой» школе и идиллия, но я точно знаю, что учителя в общении с детьми частенько срываются на крик.

- Сильный учитель не станет повышать голос. Крики и вопли - это вообще проявление беспомощности.

- Как ты считаешь, можно ли обвинить ученика в том, что у него возник конфликт с учителем?

- Я вообще не понимаю, как взрослый человек может конфликтовать с ребенком. Ведь он на то и старше, чтобы быть мудрее.

- А как родителям вести себя в таких ситуациях?

- Прежде всего постараться понять и ребенка, и учителя и найти путь к примирению. Ну случился у учителя срыв. Что ж, он тоже человек и имеет право на ошибку. Ведь мы дома иногда с одним ребенком не может разобраться. А перед учителем в день проходит по 150 человек.

- Ты не задумывалась, чем можно объяснить такую забавную «закономерность»: детей в стране становится меньше, а в классах их по-прежнему около сорока? Почему у нас в этой ситуации закрывают школы, а не сокращают количество учеников в классе?

- Наверное, потому, что у нашего государства в приоритете не здоровье его граждан, не их образование (оно же - душевное состояние), не их юридическая защита, а процветание, к примеру, банковской системы.

- Оля, какая школа, по-твоему, имеет право считаться хорошей?

- Где есть коллектив единомышленников: и педагогический, и ученический. Где твоим успехам радуются, а по поводу «проколов» не ехидничают.

- В вашей школе есть такой коллектив?

- Надеюсь, что да. Иначе (Ольга смеется) что я там делаю? Ведь это и моя работа!.. Уверена, что здоровый коллектив в нашей школе состоялся благодаря поддержке и развитию традиций коммунарской методики.

- Коммунарской?

- Да, слово мне тоже не очень нравится. Но зато суть этого движения, на мой взгляд, великолепна. Благодаря грамотному самоуправлению дети развивают уверенность в себе и способность думать, анализировать ошибки, учатся уважать друг друга.

- Что конкретно они делают?

- Организуют и проводят школьные мероприятия и праздники.

- Допустим, я ученица 9 класса и хочу провести в школе Новогодний бал.

- Может, для начала осенний?

- Хорошо. Каковы мои действия?

- Твоя задача: набрать коллектив участников, накидать идеи, написать сценарий, раздать всем задания, установить сроки выполнения, назначить репетиции и сделать так, чтобы народ захотел с тобой работать.

- И что, твои ученики с этим справляются?

- Без проблем. Лучше, чем многие из взрослых.

- Оля, чего, по-твоему, в школе не должно быть ни под каким соусом?

- Навязывания и принуждения. Это касается и коммунарской методики. Она может прижиться только там, где руководитель способен зажечь детей, взрастить в них интерес к общественной жизни и, конечно, стать им настоящим другом.

Беседовала Инна САВЧЕНКО