Вечерний Северодвинск
Номер от 29 августа 2002 г.

Возвращение с прошлой войны
Раненые северодвинские поисковики – дома

Вечером 22 августа на Архангельскую землю из Карелии прилетели четверо парней, получивших ранения при взрыве мины-«лягушки» времен Великой Отечественной войны.

Ровно две недели провели ребята в петрозаводской республиканской клинике. Теперь они продолжат лечение дома. Илье Кожевникову, получившему сотрясение головного мозга и повреждение органов зрения, предстоит курс лечения и реабилитации в Архангельской офтальмологической клинике. Иван Власов, перенесший в Петрозаводске операцию по извлечению осколка из головы, поступил в областную детскую клиническую больницу. Михаил Дидин проходит курс амбулаторного лечения, Артур Другов лежит в травматологическом отделении детской больницы. С ним мы и встретились в палате «травмы».

- Артур, как добрались?

- От Петрозаводска час всего летели - перелета почти не заметили. В самолете со мной был папа, мама уехала домой раньше, поездом.

- Родители, наверно, от тебя не отходят?

- Там, в Петрозаводске, были рядом с утра до вечера, каждую минуту. И сейчас тоже постоянно здесь.

- Ты, Артур, наверно, самый посещаемый здесь пациент? Мы уж точно не первая «делегация»...

- В Карелии к нам каждый день приходили: в первый день заместитель мэра Петрозаводска, потом зам. нашего губернатора приезжал. Разве что только Путина не было, - пытается шутить парнишка. - А вчера поисковики приходили из «Эдельвейса», сегодня собирались зайти одноклассники.

16-летний Артур - ученик ягринской гимназии. Учился в одном классе с Васей Поповым. Тем самым, который погиб в карельской тайге. Для Артура это была первая экспедиция. Вася и увлек его поисковым делом. Часто рассказывал о том, как поднимают бойцов, как живут в лесу: «Там меньше проблем». Перед отъездом в Карелию мальчишки разговаривали об этом почти каждый день.

- Давно с Васей дружили?

- С первого класса...

Артур отворачивается к стене.

В школу он пока не пойдет. Вчера, в среду, у него была последняя операция по извлечению последнего осколка. В ноге осколков было три, и еще один - в щеке.

- Не должно было этого случиться, - предупреждает Артур мой вопрос. - Ведь тринадцать лет поиском занимались. Хотя в Карелии - там самая война была... Нам в больнице рассказывали, как малыш в песочнице... гранату нашел. Взорвалась.

- Тяжело было работать в лесу?

- Бывает, неделями ищешь безрезультатно. Бывает, в день до двадцати человек находишь. В том районе, где мы работали, в годы войны погиб 41 боец - их послали на верную смерть. Сам я с ребятами четырех бойцов поднял. Иногда нужно просто дерн снять, а если, скажем, дерево выросло - скелет может растащить корнями. Тогда приходится разбираться, косточка к косточке складывать. Девятого августа должно было быть захоронение...

- Говорят, будто какие-то потусторонние силы в тех гиблых местах обитают. Легенды, наверно?

- Правда это. Много историй всяких. Сядем у костра - в августе ночи темные, Лев начнет рассказывать - и жутковато становится, - оживают в памяти Артура недавние события. - Действительно, силы есть какие-то, иногда они кругами по лесу водят. Лев как-то вышел к озеру, потом обратно повернул. Смотрит - что такое, снова к озеру выходит. Пошел в противоположную сторону - по компасу. Поднимает голову - опять у озера оказался. Чертовщина...

А еще как-то Лев рассказывал, на медведей наткнулся. Увидел вдруг впереди мохнатую спину, рядом еще одну. Оказалось, медведица с медвежонком. Обернулся назад - а там лоси... Но это еще ничего. В тех местах еще и росомахи водятся - они опаснее.

- Ну вот, а говоришь, что проблем в лесу нет. Хотя, какие в вашем возрасте заботы...

- Это взрослым кажется, что наши проблемы - вовсе не проблемы, что маленькие мы еще. Но у нас их тоже хватает. А в лесу на самом деле проще - в тех же отношениях между людьми. И не зверей бояться надо, а людей, - делает он не по-детски философский вывод.

- Что же произошло в тот день?

- Я у костра дежурил, - чувствуется, Артур уже не в первый раз рассказывает о случившемся. - Подошли. Взрыв. Олегу повезло - в тот момент нагнулся за птичьим пером к земле - осколки над ним пролетели...

- Расскажи, как местные жители к вашей работе относились? Говорят, будто недовольны, что поисковики «шатаются» да «промышляют» по лесам.

- Да все это больше журналистами придумано. На самом деле к нам очень хорошо относились: когда в ближайший поселок за продуктами ходили - встречали по-доброму.

- А ты бы снова поехал в экспедицию?

- Обязательно, - упрямо отвечает Артур, как и все поисковики. - Хотя родители, может, и не отпустят. Но когда 18 исполнится - непременно поеду.

Прощаясь, желаем Артуру скорейшего выздоровления. Миновзрывные травмы - нечастые в практике северодвинских врачей. Но и.о. заведующего травматологическим отделением детской больницы Александр Иванович Воробьев говорит о своем подопечном:

- Поправится. Время у нас в «травме» - главный лекарь.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА