Вечерний Северодвинск
Номер от 1 августа 2002 г.

Василий Делявский: «Мое имя - единственное в Интернете»
Этот человек объездил весь мир, работал с Юрием Куклачевым, а начинал у... Сергея Герасимова

Цирковой народ - люди общительные. И не только потому, что каждый вечер, выходя на манеж, они видят в партере новые лица. Просто каждый из них являет собой частичку большой и дружной семьи с ее радостями и огорчениями, падениями и взлетами. Семьи с горькой, но такой счастливой, кочевой судьбой по имени ЦИРК...

Через несколько минут после знакомства мы с Василием Делявским, менеджером московского цирка-шапито «Премьера», были уже на «ты».

- Василий, мне перед читателями представляться не надо. Горожане достаточно знают меня по многочисленным интервью с артистами и режиссерами театра, кино, эстрады, телевидения... А вот сегодня у нас - цирк. Давай-ка, расскажи о себе все, что сочтешь интересным.

- Родился в Смоленске. Фамилия моя редкая. Как-то заглянул в Интернет и узнал, что в сочетании с именем и отчеством я - единственный в «мировой паутине»: Делявский Василий Евстафьевич. С десяти лет начал играть в футбол, а дальше все дело случая.

В одиннадцать лет отлежал полтора месяца в больнице, опоздал к началу учебного года. Пока проходил реабилитацию в санатории, отец, в совершенстве знающий английский, поднатаскал и меня.

Вернулся в школу, а в нашем пятом классе оказались только французская и немецкая группы. Так что пришлось проштудировать и их. В школе был театр типа СТЭМа, который вела учительница французского. Я там стал заниматься и быстро заразился сценой.

- Знаю, Вася, что в твоей жизни был и ВГИК...

- Да, факультет режиссуры игрового кино.

- Я дважды пытался туда «проникнуть», но понял, что для простого смертного это нереально.

- Меня взяли на заочное отделение. В тот год, когда я поступал, сразу после школы, в очередной раз отменили отсрочку от армии, но по конкурсу я проходил во все театральные вузы. А не принимали меня только потому, что на два года надо было уходить на службу, а мастер, набирающий курс, должен вести его до конца.

В течение двух недель, пока шли экзамены, я жил на вокзале. Иногда тусовался в очередях возле театров. В то время во все московские театры занимали очередь с вечера. Там знакомился с самыми разными людьми, что мне впоследствии очень помогло при подготовке сценических этюдов.

Как-то судьба занесла меня во ВГИК, где уже прошел первый отборочный тур. От усталости после бессонной ночи я заснул прямо в коридоре, на операторской тележке. Разбудила меня какая-то женщина: «Молодой человек, что вы делаете?» Отвечаю, что пришел на туры. «Ну, пошли», - говорит она. Завела в аудиторию, там человек двадцать - студентов, педагогов. Поставили свет, камеру, говорят: «Читайте».

Я прочел Высоцкого, что по тем временам было достаточно смелым. Выслушали и предложили подождать в коридоре.

Как потом оказалось, это был вовсе не вступительный тур. Так Тамара Федоровна Макарова схохмила и привела новичка к студентам. В тот год Герасимов и Макарова набирали курс и устроили мне такое испытание на прочность. Сдал все экзамены, меня приняли на заочное, и я продолжал учебу даже во время службы в армии.

Призвали меня в авиацию, а там, зная о том, что я студент, предложили подтянуть армейскую самодеятельность в Доме офицеров. Поставил пять спектаклей, из которых четыре варианта «Отелло». Шуточных, конечно, адаптированных к приколам солдатских будней. Подготовил собственную полуторачасовую пантомиму.

После армии я вернулся в Москву второго июня, третьего пришел во ВГИК, а там в вестибюле - траурная рамка с фотографией Сергея Апполинариевича... Тамара Федоровна предложила мне продолжить учебу у Бондарчука, но работать с другим педагогом я не мог и не хотел.

Помня об успехе пантомимы, решил попробовать себя в цирковом училище. Вот такие кульбиты дарила мне судьба.

- ВГИК и цирк - соседство странное.

- Я с самого детства мечтал о клоунаде. В пять лет мне мама сшила кепку, как у Олега Попова, и я с восторгом потешал весь двор. В училище мне туры даже не понадобились, сказали: «Двадцать лет мужику, два курса ВГИКа... Приезжай сразу на экзамены». Поступил с первого захода, благо, здоровьем Бог не обидел. После зачисления с ужасом узнал о конкурсе: в тот год претендовали 350 человек на место.

- Вася, когда ты связывал свою жизнь с цирком, не пугала перспектива бытовой неустроенности и вечной кочевой жизни?

- Насколько себя помню, я с детства был «перекати-поле». Наша футбольная команда в свое время поездила по стране. Но я мечтал-то посмотреть мир, увидеть Париж, Лондон, Нью-Йорк... Думал, что стану хорошим футболистом - и весь мир в кармане. Оказывается, не только спорт открывает дороги. Теперь мировые столицы знакомы мне почти так же, как и наша, российская. Так что постоянные переезды - это норма моей жизни.

- Я уже дважды посмотрел вашу цирковую программу в Северодвинске. Впечатление очень сильное. Труппа высокопрофессиональная. А почему тебя не было на арене?

- О чем ты, Саша? У меня уже «годы». Хотя и есть еще порох в пороховницах, но ведь цирк - искусство молодых. Нам уже в тридцать лет можно отправляться на пенсию, если есть соответствующий стаж.

-Ты работал сольное антре?

- Нет, мы начинали в паре вместе с Равилем Султановым у Куклачева. Сейчас Равиль живет в Словении. В прошлом году его клоунский спектакль был занесен в список 50-ти лучших постановок мира. С исчезновением «Союзгосцирка» многие наши артисты работают за рубежом. Я, например, безвыездно выступал за границей с 1990 по 1997 годы. Марка российского (советского) цирка очень высоко ценится во всем мире. Особенно это заметно в Японии.

- Вот это-то я помню даже по фильму «Маленький беглец» с Юрием Никулиным. Василий, скоро «Премьера» свернет свой шатер в Северодвинске. Куда путь лежит дальше?

- На неделю осядем в Новодвинске, а там поглядим...

- Стало быть, ваши артисты летом «пашут», а зимой «лежат на печке»?

- Вовсе нет. Каждый номер уже имеет контракты на несколько лет вперед. Ведь в нашей нынешней труппе исполнители международного класса, а имя гимнаста Максима Дубровицкого, одного из совладельцев цирка, занесено в книгу рекордов Гиннесса. Так что работаем круглый год. Летом - на Родине, а зимой, как птицы, устремляемся в теплые края.

- Даже жалко с вами расставаться.

- Нас так по-доброму встретили в Северодвинске, что мы решили обязательно еще раз вернуться сюда. Администрация города предоставила нам удобное общежитие, энергетики подключили электричество на льготных условиях, управление культуры позаботилось о рекламе и зрителях. Так что до встречи будущим летом. Правда, это будет уже совсем новая программа, совсем другая «Премьера». Надеемся, что еще интереснее.

Александр ГУЗНИЩЕВ