Вечерний Северодвинск
Номер от 26 июля 2002 г.

«За такие деньги в Москве не работают»
Министр культуры РФ озабочен сохранностью памятников старины. И не только...

Два дня, 22 и 23 июля, Михаил Ефимович Швыдкой провел на берегах Беломорья. Его визит был объявлен официальным, в ходе которого прошла и встреча столичного руководителя с работниками культуры и искусства нашей области. Сегодня мы с некоторыми сокращениями публикуем текст его выступления на этом рабочем совещании.

Прежде всего, я очень рад, что несколько раз откладывавшаяся наша встреча с вами все-таки состоялась. И проходит она по-деловому и конструктивно. Побывав сегодня вместе с руководителями администрации области на нескольких объектах, мы пришли к выводу, что многие возникающие проблемы, оказывается легко решаемы. Возможно, этому способствовала хорошая погода. Приехал бы я в ненастье, сидели бы мы по кабинетам да разводили руками...

Существует одна вещь, и она достаточно проста. Здесь, на Архангельской земле, сохранился ген, присущий всей русской культуре, но при этом он ни на кого не похож, ни на один другой регион.

Сейчас мы во многом сталкиваемся с серьезными трудностями. Я это связываю с тем, что нам выпало жить и работать во время, когда страна идет сложным путем в мировое сообщество. И, несмотря на стремительную урбанизацию, я считаю, что культура становится для нас все более важной...

Россия - страна многонациональная, и вековая культура представлена в ней во всем многообразии. Здесь запросто сосуществуют славянские, тюркские, мусульманские обычаи. Когда заходит речь об обретении национальной идеи, я всегда замечаю: «Не надо ничего придумывать, все уже выдумано до нас». Считаю, что нам надо просто очень бережно сохранять то, что было завещано нам предками.

Не открою Америки, если напомню, что культура давно живет у нас на остаточном принципе. Горько сознавать, но мы сейчас столкнулись с такой ситуацией, что культура становится частью потребительского отношения к жизни.

Вы никогда не задумывались, почему затраты на культуру у нас напрочь выпали из общественного сознания? В государстве все подсчитано: сколько надо человеку израсходовать мыла, износить башмаков, съесть мяса, но нигде не учитывается, сколько россиянину надо прочитать книг, сколько раз побывать в театре или в музее. В Соединенных Штатах эта статья никогда не теряется и закладывается в общую схему расходов.

У нас как-то принято считать, что культура - это что-то само собой разумеющееся и требующее только духовных затрат. Мы когда-то гордились тем, что живем по душе, а не по кошельку. Жизнь показала ошибочность этого мнения.

Кошелек сегодня, действительно, стал во главу угла. Одна из проблем, вставших перед нами во всем своем трагизме - в том, что на культуру катастрофически не хватает денег. Наше министерство всегда стоит перед выбором: увеличить средства на заработную плату или вложить деньги в то, что называется «основной деятельностью». И честно скажу, у меня никогда не поднималась рука заявить, что нет, мол, ребята, не будем повышать зарплату. Потому что, к сожалению, размер заработной платы работников культуры даже меньше, чем у учителей. Пусть на 50-60 рублей, но это именно так. Вот что меня очень беспокоит.

Но некоторая надежда на улучшение все-таки есть. Принято решение с 2004 года заработную плату бюджетникам платить по отраслевому принципу. Потому что система классификации по единой тарифной сетке себя не оправдала. Она была введена в 1992 году, и с ее «помощью» все стали одинаково... бедными. Библиотекарь седьмого разряда не имел возможности прокормить себя и ребенка. Последнее время маленькими шажками зарплата все же увеличивается, но эти темпы нас далеко не удовлетворяют. А ведь от того, в каком настроении приходят на службу работники культуры, во многом зависит и настроение других - читателей, зрителей, посетителей музеев.

Разумеется, есть всевозможные фонды, гранты, спонсоры... Но ведь спонсоры на зарплату денег никогда не дадут, так же, как никогда они не дадут денег на оплату «коммуналки». Деньги на спектакли у них находятся, но я всегда в Москве повторяю известным режиссерам: «Никогда не сообщайте, во сколько обошлась та или иная «громкая» постановка. В противном случае это угнетает и раздражает обывателей, в конечном итоге, отталкивая их от театра в целом».

Часто бытует мнение, что артисты баснословно богаты. Соглашусь, есть такие, популярные, у всех на виду. Но ведь их едва ли больше трех процентов от 350-тысячной актерской братии. Вот именно об этом абсолютно подавляющем большинстве мы забывать и не вправе. Это своего рода «священная корова», которой Министерство культуры должно ежедневно заниматься.

Недавно Государственной думой и Советом федерации был с большим скрипом принят окончательный вариант нового Закона «О сохранении памятников истории и культуры». Мы иногда говорим: «У нас такая Россия, у нас такая история, у нас такие памятники!..» Но приходится признать, что мы становимся страной исчезающих памятников.

Я очень рад, что мне удалось побывать в ваших удивительных Малых Корелах. Это одно из чудес северного края. Но ведь деревянное зодчество - далеко не все. Мы почему-то перестали работать с «камнем». И большая часть зданий ветшает на глазах, грозя, что называется, кануть в Лету. Такого допустить мы не должны. Вот только что я осмотрел в Архангельске одну из жемчужин - отреставрированный Гостиный двор. Честно порадовался, что не перевелись у вас умельцы-энтузиасты. Ведь за такие деньги, что они получили за работу, московские спецы спину бы от дивана не оторвали.

Северные земли никогда не знали крепостного ига. И это наложило свой отпечаток на характер народа, его обычаи и культуру в целом, обогатило ее невероятно. На сегодняшний день в Архангельской области зарегистрировано свыше ста семидесяти памятников истории и культуры федерального значения. И я уверен, что Министерство культуры России, работая в тесном сотрудничестве с вашей областной администрацией, сделает все, чтобы Русский Север и дальше переливался на солнце всеми алмазными гранями.

Подготовил к печати Александр ГУЗНИЩЕВ