Вечерний Северодвинск
Номер от 26 июля 2002 г.

Граждане, купите папиросы!
Пять часов практической психологии, или Один день из жизни промоутера

Эти люди в фирменной униформе, предлагающие каждому посетителю магазина обратить внимание на тот или иной товар, появились в Северодвинске недавно. Зато в Архангельске (не говоря уж о крупных городах) их знают уже хорошо. Это - промоутеры. Кто они и в чем их задача - мы и решили узнать.

Промоушен (от англ. promotion - повышение, содействие) - явление, которое можно перевести на русский язык как «продвижение», реализация. Продвигают нынче все, что угодно - творческие проекты, торговые марки, продукты и многое другое. В конечном счете «продвижение» есть не что иное, как комплекс мероприятий по развитию какого-либо начинания: реклама, создание имиджа, изучение целевой аудитории и многое другое. Соответственно, люди, занимающиеся этим самым «продвижением», и есть промоутеры.

Обычно промоушеном занимаются серьезные рекламные агентства, и чем больше денег вкладывает заказчик, чем известнее его марка, тем оно серьезнее. Фирма-заказчик обращается в такое агентство, и его сотрудники разрабатывают промо-акцию. Определяются руководители проекта, а также «супервайзеры» - люди, в чьи обязанности входит отбирать промоутеров и отслеживать качественное проведение акции.

Набор претендентов начинается с типового объявления: «На интересную и хорошо оплачиваемую работу приглашаются молодые люди от 21 года». Потом происходит первая встреча будущего промоутера с супервайзером, который во время беседы определяет профпригодность новичка. Если претендент лицом вышел, говорит внятно и на самые сложные вопросы находит простые ответы, то для него начинается период обучения. Каждый будущий участник акции проходит несколько тренингов, на которых обыгрываются стандартные и не очень ситуации, которые могут возникнуть в ходе работы.

Мне удалось провести один день в роли рядового промоутера, а потому я испытал все прелести этой работы на своей, извините, шкуре. Прежде всего скажу, что промоушен - это не халява, на которой можно легко подзаработать. Это самая настоящая работа, требующая от человека довольно больших усилий. Акции обычно длятся 20 дней. Рабочий день - пять часов, в каждом из которых лишь пять минут отводится на отдых. О том, насколько это просто, говорит тот факт, что полностью все дни обычно никто не отрабатывает. Действительно, после пяти часов постоянного повторения заученного текста, его слова - это единственное, что остается в голове. Если же повторять их подряд двадцать дней, то можно просто свихнуться.

Приодевшись в стандартную униформу и закинув за спину рюкзак с подарками, я вышел в торговый зал одного из наших магазинов. Продавцы, доподлинно знающие, зачем я здесь, все же с большим любопытством наблюдали за моими действиями, порою не скрывая улыбок. Вероятно, я казался им инородным телом в сложном организме магазина.

Мы «продвигали» одну из довольно известных марок сигарет, и в мои функции входило вручение подарков за покупку одной или нескольких пачек.

- Если вы приобретете одну пачку, мы вам подарим коробок фирменных спичек! Купив две, вы получаете третью в подарок! При покупке трех пачек эта замечательная зажигалка станет вашей! А если вы приобретете десять пачек, то станете обладателем фирменной футболки! - примерно так звучал мой промо-текст. Кроме того, я рассказывал о качестве предлагаемой продукции и ее особенностях. Кстати, промоутерам, занимающимся рекламой сигарет, запрещено обращаться к несовершеннолетним и родителям с детьми, а на груди у них висит бэйдж с известным слоганом «Минздрав предупреждает».

Первым моим вопросом был такой:

- Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, Вы курите?

При отрицательном ответе оставалось только попрощаться, ведь нам нельзя никого призывать к этой пагубной привычке.

На удивление много посетителей магазина отрицало свою склонность к курению, и большую часть некурящих составляли женщины. Как было бы прекрасно, будь эти слова правдой! Но я полагаю, что многие таким образом хотели избежать неприятного для них разговора со мной. А зря! Я парень хоть куда, симпатичный и скромный.

Первый час работы прошел довольно быстро, впрочем, как и первые пять минут отдыха. Для любителей пофилонить сообщаю, что работу каждого промоутера четко отслеживает супервайзер, и если вы задержитесь с выходом на работу или поторопитесь с уходом на перерыв, то штраф, изымаемый из зарплаты, гарантирован. Поэтому я решил не рисковать своей карьерой.

Второй час прошел тоже довольно легко. Преодолев первые сомнения, быстро осваиваешься в атмосфере постоянного общения. Дело затягивает. Отмечу лишь встречу с несколько нетрезвыми покупателями, которые отчаянно интересовались, что это я тут продаю. С пьяными, кстати, промоутеры также не общаются, и я последовал этому правилу. Зато в этот час мне удалось пристроить коробок спичек - первая моя победа на поприще промоушена! Душевный и понимающий мужик явно решил помочь мне, за что и спасибо.

Третий час пошел тяжелее - довольно непривычно все время стоять на ногах, передвигаясь при этом весьма умеренно.

Четвертый запомнился мне одним гражданином, внимательно выслушавшим мое предложение, пообещавшим немедленно купить блок и при этом покинувшим магазин вообще без сигарет. А что делать? Не побежишь же за ним с криками: «Эй, дядька, как же так! Ты же обещал!» Однако досадно.

Пятый час - самый длинный, перерыва в нем нет, и время тянется особенно медленно. Хуже всего, что на улице шел жуткий ливень, и покупателей было маловато. Если бы все время удавалось проводить в разговоре с потенциальным покупателем, минуты шли бы намного быстрее.

Пять часов с улыбкой на лице, абсолютной уверенностью в душе и пачкой сигарет в руках - довольно утомительная вещь, скажу я вам. Однако со временем, говорят бывалые, привыкаешь.

Что же касается моих результатов, то они более чем ничтожны: коробок спичек и пачка сигарет. Это явный провал, возможно виноват проливной дождь, разогнавший всех покупателей по домам. Что ж, значит, не судьба.

Вообще же, народ у нас довольно мнительный, к подобным акциям непривычный, а потому и к промоутерам относящийся с подозрением. Как всегда, срабатывает защитный рефлекс российского покупателя: «И где же они меня тут обманывают?» К тому же часто наши горожане просто недоброжелательно относятся к промоутерам - все-таки сигареты - вредная штука. Можно и на откровенное хамство нарваться. А ведь работают здесь в основном студенты, решившие честно подработать. Я не сказал бы, что эти 150-200 рублей в день даются им легко. К тому же работа эта интересная, для нас пока новая. Но я думаю, что очень скоро присутствие промоутера в магазине не будет никого пугать.

Что же касается меня, то остается только вспомнить слова легендарного товарища Бендера «Промоутера из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в ... (нужное вписать)».

Ильдар ХАБИБУЛЛИН