Вечерний Северодвинск
Номер от 20 июля 2002 г.

Допустим, вас посадили
Прокуратура разочарована новым Уголовно-процессуальным кодексом.

Адвокаты и судьи его уже полюбили.

С первого июля вступили в силу сразу два закона, меняющие суть российской правоохранительной системы. Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Почти фантастическим выглядит сам факт их принятия. Почти бесправные граждане получили дополнительные права, прокуратура же, наоборот, лишилась некоторых «козырных» функций, адвокатам развязали языки и руки, судебный процесс отныне станет состязательным. Почти как в Америке, дорогие россияне!

Знать адвоката в лицо

По словам адвоката городской юридической консультацией (ул. Республиканская, 30) Анны Померанцевой, важным моментом нового Закона «Об адвокатской деятельности...» является то, что он, наконец, четко определяет круг лиц, имеющих право заниматься данным видом деятельности. Отныне называться адвокатом сможет только тот юрист, который получил адвокатский статус, сдал соответствующий экзамен сотрудникам областной адвокатской палаты. В настоящее время в каждом субъекте Федерации идут процессы формирования таких адвокатских палат.

Кстати, для того чтобы юриста допустили к, может быть, самому важному в его жизни профессиональному экзамену, он должен иметь образование на уровне магистратуры, проработать не менее двух лет на юридических должностях высшего образования или проработать стажером либо помощником адвоката не менее одного года. Выявленная недееспособность, непогашенная или неснятая судимость - и адвокатом вам точно не стать.

Счастливцы, получившие статус адвоката, будут занесены в соответствующий реестр, а он, в свою очередь, опубликован в средствах массовой информации. Таким образом любой нуждающийся в помощи гражданин сможет отличить настоящего адвоката от «поддельного». Таких же, гордо себя именующих, сейчас, говорят, хватает.

Между прочим, это тоже очень принципиальный момент нового законодательства. Свежий Уголовно-процессуальный кодекс допускает к участию в уголовном процессе только адвоката. Частнопрактикующие юристы, не обладающие этим статусом, тоже смогут защищать права своего клиента, но присутствие адвоката, тем не менее, обязательно. На предварительном следствии в органах милиции и в прокуратуре отныне смогут участвовать только адвокаты. Просто юристу дела не покажут.

Доказательств, господа, доказательств!

Новое законодательство существенно расширяет возможности адвоката, выступающего в уголовном процессе. К примеру, отныне защитник наделен правом собирать и представлять суду доказательства со стороны защиты, они могут брать объяснения с лиц, которые соглашаются их дать. Все органы и организации отныне обязаны предоставлять адвокату любые сведения (справки, характеристики и пр.), необходимые для оказания юридической помощи конкретному гражданину. Юрист с адвокатским статусом может привлекать для исследования доказательств независимых экспертов.

Еще об одном новшестве. Новый УПК позволяет пользоваться услугами адвокатов лицам, выступающим в уголовном процессе в качестве свидетелей. Если (ранее бесправный) свидетель не желает отвечать на вопросы дознавателя или следователя без защитника, он может на них не отвечать.

Кабинет, Бюро или коллегия?

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» разрешает юристам, подтвердившим статус адвоката, создавать собственные адвокатские образования: кабинет (один защитник), бюро (два и более), коллегию (два и более), юридическую консультацию. Все права и обязанности вышеуказанных объединений в законе изложены. Необычайно интересным является тот факт, что, к примеру, адвокаты, работающие в одном бюро, не имеют права выступать в процессе на разных сторонах. Если речь идет о коллегии, как говорится, - да ради бога.

Арест как он есть

Если вас вдруг задерживать или арестовывать пришли - не паникуйте, вне зависимости от того, виновны вы в чем-то или непорочны, как розоватый беломорский восход. Вот современная иллюстрация правозащитного колера к бессмертному булгаковскому диалогу:

- А что это там за шаги на лестнице?

- А это нас арестовывать идут...

Задержание подозреваемого производится максимум на 48 часов. За 8 часов до окончания срока задержания милиция обязана передать материалы дела в суд. Именно суд будет решать, арестовать вас или отпустить. Ранее эту функцию осуществляла прокуратура. В судебном заседании имеет право участвовать ваш защитник.

С момента задержания в течение 24 часов каждому задержанному должен быть предоставлен адвокат. В этот срок никакие следственные действия (допросы и пр.) с задержанным проводиться не могут. Если у вас имеется соглашение о защите с каким-либо конкретным адвокатом, то следствие обязано ждать его появления в течение пяти суток. Затем будет решаться вопрос о привлечении другого адвоката.

Изолятор скоро опустеет

Новый Уголовно-процессуальный кодекс комментирует северодвинский судья Павел Барабанов

Павел Кельсеевич, в чем состоит существенное отличие нового Уголовно-процессуального кодекса от того, что мы имели ранее?

- Новшеств много, в том числе принципиальных. Наконец-то функция осуществления правосудия отделена от функции защиты и обвинения. Если ранее основная задача суда состояла в том, чтобы установить объективную истину, то теперь таковой нет. С принятием нового УПК определен принцип судебной состязательности. Между собой состязаются конфликтующие стороны. На судью же накладывается одна обязанность - обеспечить в процессе равноправие сторон. Выслушав аргументы и исследовав доказательства, сделать соответствующие выводы.

- Похоже на западную систему судопроизводства.

- С одним «но». Скажем, в американском варианте все следствие проходит в суде. У нас институт предварительного расследования сохранен. На мой взгляд, это лишнее, вроде бы как двойное расследование.

- Роль суда, по-вашему, возросла?

- При новом законодательстве суд будет играть основную контролирующую роль. Даже санкцию на обыск, арест теперь нужно будет получать в судебном порядке.

- До сей поры доказать вину обвиняемого, на мой взгляд, было крайне несложно. На это работали следствие, прокуратура да и, чего скрывать, судебные органы. Обвиняемый как бы изначально находился в невыгодном положении. Что сейчас?

- Сейчас в законе появилась очень интересная и полезная норма по поводу недопустимости доказательств. Скажем, в чем состояла основная проблема в делах по тяжким преступлениям, в основном убийствам? Сначала подозреваемый не признавался в его совершении, человека задерживали, и в изоляторе, в отсутствие адвоката, он давал признательные показания. На суде же, при появлении адвоката, вновь отказывался. Но, как говорится, было поздно. Сейчас же показания, данные на предварительном следствии в отсутствие адвоката, в суде приниматься не будут. Они считаются недопустимыми.

- Думаете, оправдательных приговоров станет больше?

- Количество оправдательных приговоров в последнее время увеличилось. Совершенно другой настрой у областного суда появился. Еще до вступления в силу нового УПК. Кстати, теперь уголовные дела и на дополнительное расследование направляться не будут. Эта норма отменена.

- Позиция потерпевших, таким образом, усложнилась?

- Действительно, позиция потерпевших усложнилась. Придется понять, что суды отныне не для того существуют, чтобы только их защищать. Следует быть активнее, знакомиться с материалами дела, готовиться к заседаниям, собирать доказательства, работать с адвокатом.

Да и обвиняемому, не признающему вины, тоже не стоит сидеть сложа руки. Не нужно отказываться от адвоката, предоставляемого по закону за счет государства. Замечено, что бывалые подсудимые, те, что не один раз уже привлекались, никогда от защитника не отказываются.

- Павел Кельсеевич, с того момента, как вопросы заключения под стражу подозреваемых перешли в компетенцию судов, а не прокуратуры, их (арестов) стало меньше? Больше?

- Конечно, меньше. По общероссийской статистике, арестовывать стали в шесть (!) раз реже. Ведь следователь теперь должен убедить суд в необходимости такой меры пресечения. То есть собрать доказательства перед тем, как поместить человека под стражу. Это сложно. Кстати, хочу заметить, что для нашего региона - такая уж практика сложилась - проблем с длительностью заключения под стражу и ранее не стояло. Никто в изоляторе долго не сидел. А теперь, думаю, такое вообще прекратится. Следователи за санкцией на арест редко приходят.

- Общественные представители в суде будут присутствовать?

- Уже нет. Институт общественных защитников и обвинителей отменен. На мой взгляд, это очень полезно для процесса. Профессионалы должны работать.

- Пресса может присутствовать на уголовном процессе?

- Может, но осуществлять фото- и видеосъемки теперь можно будет лишь с разрешения потерпевшего и обвиняемого.