Вечерний Северодвинск
Номер от 13 июля 2002 г.

Провинция у моря
Мой город не может быть «дырой»

Часто вспоминаю забавный случай, который произошел со мной во время летних каникул на Черном море. Там познакомилась с гражданином США. Он спросил, откуда я родом. С гордостью ответила, что живу в Северодвинске.

Однако это название ему ни о чем не говорило. Аналогично было и с Архангельском. Тогда показала ему на карте малюсенькую точку, обозначавшую наш областной центр. А он не поверил, что я живу на Севере. Видите ли, не слишком похожа на эскимоску! Американец искренне удивился, узнав, что в Северодвинске есть даже телевизоры. Конечно, было чуточку обидно за свой город, но любовь к нему с тех пор ничуть не охладела.

И вот недавно в разговоре со своими знакомыми я сказала, что люблю Северодвинск. Лучше бы не говорила! Что тут на меня обрушилось!.. Всеми силами меня пытались переубедить.

Чаще всего синонимом Северодвинска выступало слово «дыра». Не спорю, оживленной столицей наш городок вряд ли можно назвать. Приходится прилагать массу усилий, чтобы вести культурную жизнь. Однако мне не кажется, что те, кто в Северодвинске проводят свой досуг в барах, на дискотеках и бильярдных, по приезде в Москву или Санкт-Петербург кинутся посещать знаменитые памятники культуры, музеи, галереи и театры.

Мои оппоненты упорно пытались доказать, что в этой «дыре» морально гибнут и становятся алкоголиками талантливые люди, у которых изначально гораздо меньше шансов добиться чего-либо в жизни только из-за того, что они живут в провинции. Очень может быть, что все происходит именно так. Но у меня другие соображения по этому поводу.

Сейчас большинство живущих в Москве людей, которые добились славы, денег и успеха, на самом деле не москвичи. Провинциалы (в том числе и северодвинцы) лихо обошли коренных жителей столицы в коммерции, шоу-бизнесе и политике. Объяснить это нетрудно. О москвиче есть кому позаботиться, у него имеется квартира и ежедневная тарелка супа. Москвич знает, что независимо от того, много будет работать или мало, он не останется без ночлега и какой-нибудь еды. У провинциала, приехавшего покорять столицу, нет уверенности в завтрашнем дне. Ему так долго и энергично надо «пробиваться», что работа на пределе становится привычкой. Так же привыкает он ставить перед собой цели, а потом достигать их.

Еще одним аргументом, с помощью которого спорщики пытались меня переубедить, было утверждение, что Северодвинск - город умирающий, численность его населения уменьшается. Конечно, во всем этом есть правда, но мне кажется, что ситуация в нашем городе не такая уж и ужасающая, как ее описывают некоторые.

В общем, как ни старались истребить во мне нежные чувства к родному городу - это не удалось. Несмотря ни на что, я люблю Северодвинск. Люблю его короткое лето, нескончаемые зимние вечера, вечно холодное море, чаек, тополя и, конечно, людей!

Анни КТИК