Вечерний Северодвинск
Номер от 13 июля 2002 г.

Наталья Егорова: «Не могу заглядывать в скважину»
Известная актриса протестует против вседозволенности на экране

Наталья Егорова в Архангельск приехала третий раз. Но - в Архангельск фестивальный. На самом же деле она бывала здесь гораздо больше. Съемки в Малых Корелах, в удаленных от центра деревушках северной глубинки, в шумных портах и занесенных снегом леспромхозах...

В полутемном фойе «Модерна» актриса коротала время перед встречей со зрителями за чашечкой кофе.

- Здравствуйте, Наталья Сергеевна. Я из газеты «Вечерний Северодвинск».

- Очень знакомое название...

- Вы же бывали в нашем городе. Помните закрытие фестиваля «Созвездие-2001»? Вы поднимались на сцену нашего театра в качестве призера. Да и рабочие машиностроительного предприятия «Звездочка» вас хорошо запомнили.

- Так это в Северодвинске было? Знаете, фестивали - такая карусель, просто голова кругом. Спасибо, что напомнили.

- Наталья Сергеевна, на этот раз вы в Архангельске на фестивале телевизионных художественных фильмов. Как давно телевизионное кино вошло в вашу жизнь и какое место оно занимает в ней сейчас?

- Я начала свое профессиональное образование в Иркутском театральном училище, а продолжила его в школе-студии МХАТа, которую окончила в 1975 году. Получила диплом с указанием профессии - артистка драматического театра и кино.

- Если я не ошибаюсь, вашей первой работой на телеэкране стала роль Нины в картине по пьесе Вампилова «Старший сын»? Это действительно так?

- Да, это был первый фильм.

- Тогда я поздравляю вас: у меня хорошая память.

Оценив шутку, актриса заразительно расхохоталась:

- Так это уж я должна вас поздравить, что и делаю с удовольствием. С тех пор я связана постоянно с самыми разными съемочными площадками. В те годы между телевизионным и художественным кино ощутимой разницы не было. Ленты для эфира снимались столь же тщательно и подробно, как и для большого экрана. Просто основная часть телефильма проходила в павильонах, а настоящее кино предпочитало выезды на натуру. Но спрос на меня сразу появился и там, и там.

- Итак, Наталья Сергеевна, более 25 лет вы вращаетесь в самом центре театральной и кинематографический среды столицы, переживая вместе с коллегами все радости и поражения. Что вас радует и что огорчает в нашей сегодняшней постсоветской жизни?

- Радует предоставленная относительная творческая свобода. Сейчас не стало запрещенных тем. Во главу угла встал собственный самоконтроль. Каждый художник должен задуматься, так ли уж нужна людям вся подноготная. Следует подумать и о детях. Ведь не зря на Западе есть телеканалы, которые полностью закодированы для подростков. Это очень разумное решение.

- То есть, вы хотите сказать, что программа «За стеклом» - это не ваша передача?

- Еще когда шли разговоры об этом проекте, я поняла, что подобные крайности мне неинтересны. Я не считаю для себя допустимым подглядывать в замочную скважину, и поэтому сразу вычеркнула «стекло» из поля своего внимания, не смотрела ни одного выпуска и смотреть никогда не буду.

- Сейчас вы работаете во МХАТе?

- Да, и очень правильно, что после безвременной смерти Олега Ефремова у руля коллектива стал такой талантливый руководитель и великолепный актер, как Олег Павлович Табаков.

- Наталья Сергеевна, что такое МХАТ сегодня? Если на заре моей туманной юности этот театр был неотделим от имен Аллы Тарасовой, Ангелины Степановой, Анатолия Кторова, Алексея Грибова, Михаила Яншина и другой плеяды «стариков», составляющих основу труппы, которые во многом диктовали рутинную политику всему советскому искусству, то каков театр в наши дни? Насколько он гибок и созвучен времени?

- Определенная монументальность во МХАТе сохранилась.

- То есть этот коллектив продолжает считать себя «Театром № 1»?

- Работая в этом театре, я считаю его своим домом, поэтому уверена, что это действительно первая труппа страны. Машина была запущена основательно Станиславским и Немировичем-Данченко, их лучшие традиции продолжил Ефремов, а сейчас пришел Табаков, его ученик, фанатично одержимый работой. Естественно, как и в каждом творческом коллективе, что-то получается, что-то выходит менее удачно, как и у каждого в судьбе. Во всяком случае, жизнь кипит, и сейчас у нас нет ни одного актера в «простое». И дай Бог, чтобы наша работа шла не вхолостую. А то, что мы нужны Москве и России, подтверждают постоянно переполненные зрительные залы и в столице, и на гастролях.

- Наталья Сергеевна, не открою Америки, если скажу, что труппа МХАТа всегда была звездной. Скажите, насколько сложно влиться в такой коллектив, утвердиться в нем, и каково себя ощущать настоящей звездой? Я имею в виду, прежде всего, личные взаимоотношения между актерами. Насколько благополучен закулисный климат?

- Знаете, у меня есть счастливая возможность... ни с кем не общаться.

- Вы так мало играете?

- Вовсе нет. Но вне репетиций и спектаклей я действительно с коллегами практически не общаюсь. Чаще всего всевозможные интриги и конфликты возникают на почве слишком тесного общения. Я же стараюсь держаться отдельно, не задерживаться после работы, не заниматься пересудами. Бывают какие-то посиделки, после премьеры например. Но близких друзей у меня нет, как, надеюсь, и серьезных врагов.

- Скажите, когда в «Тайнах дворцовых переворотов» вы играли императрицу, то, вспоминая о бескрайних просторах нашей Родины, о многомиллионной аудитории кино- и телезрителей, вы не ощущали себя своего рода президентом или президентшей в современном плане?

- Прежде всего, всю эту Россию я вдоль и поперек проехала. С концертами, спектаклями, киносъемками... Я знаю народ, его проблемы, от коровников до самых высоких кабинетов. Перед императрицей я немало прочла о ней. Боюсь показаться нескромной, но моя роль Екатерины стала продолжением образа Тарасовой. Только Алла Константиновна играла приход к власти, мне же достался более поздний период. Такая роль - подарок судьбы. В фильме я одновременно жена, любовница, мать, государыня - все грани есть в этом материале. Очень повезло с партнерами Караченцовым (Петром) и Шакуровым (Меншиковым). Это по-настоящему профессиональное и человеческое везение.

- На нынешнем фестивале вы представляете...

- Сериал «Дальнобойщики». Это очень крепкая, добротная лента, с первых дней эфира получившая хорошие отзывы.

- Спасибо, что вы нашли время для этой беседы. Здоровья вам, любви, счастья и красоты.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ