Вечерний Северодвинск
Номер от 13 июля 2002 г.

Первым делом, слава богу, самолеты
Как слетать в Сочи за «полцены», вкусно покушать, выпить мартини и почувствовать себя министром

Ах, это сладкое слово «небо»... Вскинешь чело, устремишь взор в даль голубую и думку гадаешь: «Чего ж я не птица, чего не летаю?». Впрочем, дело это вполне поправимое. Пел же в бытность свою популярный Виктор Цой: «Если есть в кармане... билет на самолет с серебристым крылом, значит, все не так уж плохо на сегодняшний день».

В условную таблицу признаков, свидетельствующих об уникальности нашего региона, можно смело добавить еще один: Архангельская область располагает собственной, кстати государственной, авиакомпанией - АВЛ. Это только на первый взгляд «ну и что?». Ни в Мурманской, к примеру, ни в Карелии местных авиаперевозчиков нет. Были, как говорится, да сплыли по воле постперестроечного синдрома. Жителей этих мест перевозят крупные столичные авиафирмы. «Архангельские воздушные линии» выжили, работают и думают развиваться.

А буквально недавно пришло известие о том, что АВЛ выиграли национальную премию «Крылья России» среди внутренних перевозчиков. Из тридцати семи вышедших в финал региональных авиакомпаний выбрали архангельскую. Приятно до слез. На торжественной церемонии вручения кто-то из жюри пошутил:

- Вы взяли премию в номинации «за выживание среди «акул авиации».

«Акулы» - конкуренты достойные: «Пулково», «Аэрофлот», «Аэрофлот-Дон».

Заместитель управляющего АВЛ Олег Усманов этот успех случайным не считает. Восемьсот пятьдесят сотрудников компании ежедневно и ежечасно за дело свое небесное и поднебесное болеют, как за дитя родное. А дитю, как полагается, уход особый, любовь и ласка нужна.

Хозяйство не маленькое

На сегодняшний день в распоряжение АВЛ - двадцать три воздушных судна. Ту-154, Ту-134, Ан-26, Ан-24, арендованные Як-40, грузовые скороходы, вертолеты. В составе компании работают техническая служба, туристическая фирма, цех бортового питания, о котором ниже, медико-санитарная часть, гостиница. АВЛ выполняет шестьдесят четыре регулярных и чартерных рейса, в том числе в Скандинавию (Швеция, Финляндия, Норвегия), работает по договорам с перевозчиками в других регионах России.

Куда летаем? За границу - в Лулео, Рованиеми, Тромсё - выяснили. На внутренних линиях маршрутов также достаточно. По алфавиту: Амдерма-1 и Амдерма-2, Анапа, Апатиты (Кировск), Белгород, Екатеринбург, Котлас, Краснодар, Лешуконское, Мезень, Мурманск, Москва, Нарьян-Мар, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Сочи (о, Сочи!), Сыктывкар, Усинск.

По словам Олега Усманова, имеющийся авиапарк годен к беспроблемной эксплуатации еще в течение семи - десяти лет. Однако администрация АВЛ уже сейчас думает над тем, каким образом удастся его обновить. К сожалению, проблем в этом вопросе множество. Самолеты - дело очень дорогое. Вопросы их приобретения, бывает, решаются аж на правительственном уровне. Правительство же, утверждают профессионалы-региональщики, больше «кренится» в сторону «Аэрофлота». Он, как и Садовое кольцо, ближе к телу.

«Боинги»? Возможно

В 2000 году «Архангельские воздушные линии» провели первые переговоры с производителями «Боингов». Как знать, может быть, через энное количество лет и мы, провинциалы-северяне, станем летать на западных самолетах. Отечественные, увы и ах, сейчас - штучный товар.

Классы разные важны, классы разные нужны

Пожалуй, единственное, что не дает все нам, потенциальным клиентам авиакомпании, взлететь в высь голубую - деньги. То есть цены на билеты.

Хотя, что уж там лукавить, присутствует на потребительском рынке категория людей, готовых потратить несколько тысяч честно заработанных рублей на то, чтобы в кратчайший срок и с комфортом приземлиться в другой точке нашей необъятной страны. А то и за рубежом.

Эта категория граждан делится на две большие подгруппы.

Первая - та, что предпочитает летать бизнес-классом. Билеты на борт в бизнес-классе стоят дороже, чем, простые, в эконом-классе. Например, стандартный эконом до Москвы обойдется клиенту АВЛ в 2900 рублей. Бизнес стоит 4350 рублей. До Питера простой билет - 2500 рублей, в бизнес-классе - 3150 рублей.

Хочется заметить, что не все рейсы авиакомпаний оснащены салонами бизнес-классов. В Анапу и Сочи, к примеру, что бизнесмен, что инженер, в АВЛ полетят за одни деньги.

И, наконец, такой вот непраздный вопрос. Чем же отличаются салоны бизнес- и эконом-классов? Оказывается, на разных судах по-разному и отличаются. Скажем, есть самолеты, где кресла пошире, сидеть в них поудобнее. И все же это не есть существенное отличие. В бизнесе вас накормят, а также напоят посытнее и погуще, словом - поразнообразнее. В бизнес-классе некоторых самолетов деловые люди смогут даже... поработать на «ноутбуке». Внутренние коммуникации борта обеспечат хорошее питание компьютера. А вот по мобильнику говорить не стоит. Как правило, вежливые стюардессы просят на время полета отключить сотовую связь. Это мешает работе навигационных и электрических систем самолета.

Основные летние рейсы

Анапа: по 8 сентября (Ту-154, рейс 5Н103, воскресенье), время отправления - 12.00, прибытия - 14.50.

Анапа: (Ту-154, рейс 5Н155, четверг), время отправления - 9.30, прибытия - 12.50.

Анапа: по 4 сентября (Ту-134, рейс 5Н115/5Н549, вторник), время отправления - 7.00, прибытия - 14.05.

Сочи: по 28 сентября (Ту-154, рейс 5Н101, суббота), время отправления - 11.00, прибытия - 14.21.

Сочи: по 26 октября (Ту-134, рейс 5Н107, воскресенье), время отправления - 7.40, прибытия - 12.50.

Сочи: по 7 октября (Ту-134, рейс 5Н-115/5Н-547, понедельник, среда, пятница), время отправления - 7.00, прибытия - 14.00.