Вечерний Северодвинск
Номер от 17 июня 2002 г.

Дмитрий Назаров: «Дать в глаз - желание законное»
На улице на него оборачиваются: косая сажень в плечах, крупная «породистая» голова, смуглое лицо и по-негритянски белоснежная улыбка. При первом взгляде невольно приходит сравнение с Петром Первым. И это не огорчает артиста. Приятно, что это сходство отметили именно в Архангельске. Поморов, хранящих память о царе-корабеле, на мякине не проведешь... Стоя рядом с ним, невольно вспоминаешь о Гулливере.

С пасибо вам, прежде всего, за то, что вы, несмотря на плотный график съемок в новом сериале «Закон», нашли возможность приехать на наш северный кинофестиваль. Расскажите о вашем пути в кино, и, в частности, именно в телевизионном.

- А вам спасибо, что пригласили меня к разговору. Вы так лестно отозвались обо мне, что не премину заметить: мой собеседник тоже достаточно очаровательный человек...

- Благодарствуйте на добром слове!..

- Ну что рассказать о себе? Родился я сорок четыре года назад, учился в Щепкинском училище при Малом театре на курсе Народного артиста Советского Союза Виктора Ивановича Коршунова. Шестнадцать лет отработал в Малом театре, теперь вот уже семь лет служу в Театре Российской Армии. Считаю себя сугубо театральным артистом.

С телевизионным кино я столкнулся, когда меня пригласили в сериал «Мелочи жизни». Это, на мой взгляд, первая попытка нашего отечественного «мыла». Я играл поэта Макарова в последних пятнадцати сериях. После этого в серьезных ролях не снимался. Были эпизоды в фильмах «Охота» у Виталия Соломина, «Цензуру к памяти не допускаю» Александра Пороховщикова.

Но вдруг два года назад режиссеров как «прорвало» на мою персону. «С новым счастьем-2», «Гражданин начальник» и вот теперь - «Закон». Самая большая работа, где главная роль писалась специально для меня. Это двадцать три часовые серии, которые стартуют в эфире в сентябре.

- У телевизионного кино есть какая-то специфика?

- Принципиальной разницы между «большим» кино и телевизионным совершенно не ощущаю. Хотя художественный фильм снимается чуть дольше, там подробнее выстраиваются все детальки. Скажем, цветочные горшки на окне за спиной актера могут выстраиваться два-три часа. Или полдня «репетируется» полет мухи. В телекино на это не тратят много времени. И все же залогом успеха любого творческого произведения служит качество, профессионализм и вкус. Если они есть, то не имеет значения, художественное это кино или телевизионное.

- Дмитрий, когда-то мне довелось беседовать с артистом театра Маяковского Александром Лазаревым, и вот он о сериале «Мелочи жизни» отозвался достаточно нелестно, заметив, что это далеко не идеальная работа. А каково ваше мнение на этот счет? И в этом же контексте вопрос, как вы оцениваете свою работу в фильме «Гражданин начальник», где, на мой взгляд, вы сыграли очень сочно и ярко?

- К «Мелочам жизни» у меня тоже есть определенное предубеждение. Несколько раз отказывался от предложений, пока не выговорил для себя условие: менять текст по своему усмотрению. Благо писали далеко не классики. Хорошие авторы, Каменецкий и Щедрин, - люди талантливые, но с сериальным конвейером столкнувшиеся впервые. Была и другая сложность. Режиссеры тогда только начали искать телевизионный язык, еще не было богатейшего американского, бразильского, мексиканского, аргентинского опыта. Вот эти поиски своего языка и сказались на качестве картины. Но стесняться его я считаю излишним. Явного позора там никто не испытал.

- Вы хотите сказать, что отрицательный результат - тоже результат?

- Конечно. А в «Гражданине начальнике» подобралась очень сильная команда, и я рад, что не выпал из этой обоймы.

- Вернемся к «Закону». Долго ли снималась эта картина?

- Мы с Витей Раковым девять месяцев дневали и ночевали в павильонах. Материал нас просто захватил. Да еще работа с замечательным режиссером Александром Лебединским, потрясающими партнерами - Ниной Усатовой, Светланой Рябовой, Владимиром Стекловым, Сергеем Гармашем, молодой Наташей Курдюмовой...

- В двух словах, о чем же вы начнете рассказывать нам в сентябре?

- Это фильм о том, как надо судить - по закону, по суду Божьему или как граф Монте-Кристо. Каждому из нас в свое время наверняка хотелось обидчику, грубо говоря, дать в глаз, отомстить, наказать явную несправедливость. До сих пор не ясно с моральной точки зрения: стоит ли этим заниматься. Как и у всей съемочной группы, в течение просмотра у вас будет меняться представление о справедливости, о правильности выбора, о необходимости поступить так, а не иначе.

- Двадцать три серии - это все-таки «мыло». А если бы его «отжать» по-хорошему?

- Боюсь, не получится. Дело в том, что картина не «растянулась» на этот метраж, а наоборот, с трудом уложилась в него. Событий там происходит очень много, на экране пройдет огромное количество человеческих судеб.

- Представлять новый фильм - дело почетное. А почему сам режиссер не приехал в Архангельск на «Сполохи»?

- Сейчас Александр Лебединский крайне занят на монтаже картины и перезаписи звука. Но он каждый день звонит в гостиницу и спрашивает, как нас принимают. Говорю, что жаловаться на отсутствие внимания не приходится.

- Долго ли вы планируете пробыть на фестивале?

- К сожалению, нет. Сегодня после встречи со зрителями я улетаю домой. Завтра у меня в Москве «Сердце не камень», а на следующий день - «Отелло».

- У вас есть какие-то актерские пристрастия? Я говорю прежде всего о партнерах.

- Я бы не хотел говорить на эту тему. Назвав двух-трех человек, обязательно рискуешь обидеть других, не менее достойных. Партнер на сцене - для меня это все. Я от него полностью зависим. А главным в актерской профессии я для себя определил то, что как бы тебя ни хвалили, как бы ни восторгались, никогда не забывай о том, что рядом всегда есть пять-шесть человек, которые лучше тебя. Это зачастую помогает трезво взглянуть на вещи.

- Дима, спасибо вам за беседу. От всего сердца желаю, чтобы скорой осенью ваш «Закон» восторжествовал...

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ