Вечерний Северодвинск
Номер от 13 июня 2002 г.

Сторонников у Грефа немного
Юрий Спиридонов, председатель постоянной комиссии по ТЭК и ЖКХ областного Собрания депутатов:

- В областном Собрании депутатов принято постановление по проекту федерального Закона «О переносе начала реформы ЖКХ на 2008 год». В соответствии с указом президента, изданным еще в апреле 1997 года, в 2002 году население должно оплачивать 90 процентов от стоимости услуг ЖКХ. Мы же просим депутатов Госдумы заменить этот федеральный стандарт на 70 процентов уже в текущем году. И, соответственно, получать в качестве помощи из федерального бюджета не 10, а 30 процентов.

При этом мы должны думать о будущем. Необходимо всемерно поддерживать строительство газопровода Нюксеница-Архангельск, АЭС под Рикасихой и плавучей АЭС на Севмаше. Это позволит удешевить стоимость электроэнергии в регионе и даст возможность нашим товарам конкурировать на рынке. Нельзя забывать и о качестве услуг. Могу сказать, что северодвинские жилищники работают лучше архангельских. Им удалось сохранить создаваемую годами систему ЖКХ. Но это не должно нас успокаивать. Качество их работы должно постоянно улучшаться. Что для этого необходимо сделать? Навести жесточайший порядок в отрасли сверху донизу.

К сожалению, сегодня горожане платят за коммунальные услуги огромные деньги. Но нельзя все бремя расходов сваливать на плечи граждан. Без дополнительной помощи из местного бюджета отрасль не выживет. А чтобы увеличить вливания из муниципальной казны, необходимо развивать промышленность. А это невозможно без решения энергетической проблемы. Это, во-первых. А во-вторых, следует увеличить собираемость налогов. Ведь не секрет, что лазеек для уклонения от их уплаты остается еще много.

С чем нельзя согласиться, так это со звучащими из правительства предложениями о полном переводе коммунального хозяйства на рыночные рельсы. Но улучшения качества услуг в этом случае не произойдет. Товарищества собственников жилья (ТСЖ), которые, по мнению реформаторов, должны заменить систему ЖЭУ, решат проблему не более 5 процентов граждан. К тому же из категории состоятельных.

Обычные люди такой роскоши позволить себе не смогут (ведь надо будет обеспечить зарплатой председателя ТСЖ, бухгалтера и т. д.). Да и спрос за неуплату будет со всего дома как с юридического лица, а не с конкретного жильца в отдельности. Плюс к этому товариществу придется оплачивать ремонт дома. А здесь возникнут проблемы. Предположим, у дома обвалилась крыша. Если это муниципальный жилищный фонд, то жильцы вправе рассчитывать на помощь со стороны мэрии. А если дом - юридическое лицо, кто должен платить? Жильцы. Первые этажи платить откажутся, их ведь беда не задела. В итоге - и люди на улице, и дом разваливается. Вообще, очень трудно найти явных сторонников грефовского варианта реформирования ЖКХ. Хотя некоторые чиновники (не в нашем городе) выступают за продолжение реформы. Этому есть только одно объяснение. ЖКХ там развалено почти полностью. И велик соблазн сбросить ответственность и ни за что не отвечать. Хотя сегодня ситуация сложилась уникальная. Сам Греф под тяжестью неопровержимых улик признал незрелость и непродуманность реформы. Но и этого мало. Правительство должно признать обязанность государства вложить средства в восстановление разрушенного за последние годы жилищно-коммунального комплекса.