Вечерний Северодвинск
Номер от 13 июня 2002 г.

Нас выселяют?
Иной из нас воскликнет, заглянув поутру в почтовый ящик: «О Боже! Опять тарифы повысили!»

Другой молча положит квитанцию в карман и смиренно пойдет оплачивать потребленные услуги. Между тем реформа ЖКХ (именно так все происходящее называют сами чиновники) никак не может начаться. А цены за коммунальные услуги растут с астрономической скоростью. И никто не знает, когда же их стоимость будет соответствовать качеству.

Ровно год назад идеологи реформирования жилищно-коммунального хозяйства объявили о форсировании темпов модернизации отрасли. Была проведена шикарная PR-кампания. Прошло заседание правительства Российской Федерации. Проект концепции реформы был одобрен Государственным Советом. Но оказалось, что ни сама отрасль, ни население (из-за низкого уровня доходов) не готовы к переходу на 100-процентную оплату коммунальных услуг.

Причины невозможности проведения реформы кроются глубже. Во-первых, законодательство России, регулирующее жилищные правоотношения, безнадежно устарело. И за десять последних лет практически не получило никакого развития. По сути, жилищные правоотношения продолжают регулироваться Жилищным кодексом РСФСР, который был утвержден Верховным Советом РСФСР еще 24 июня 1983 года. И поэтому проводить преобразования в сфере ЖКХ, опираясь на практически неизмененное советское жилищное законодательство, равносильно попытке построить рынок на основе доктрины марксизма-ленинизма.

Во-вторых, нарушая общепринятый правовой принцип «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», государство желает возложить на плечи граждан бремя покрытия всех затрат на жилищно-коммунальное хозяйство. Не гарантируя при этом права получения услуг соответствующего качества. Это абсолютно абсурдная ситуация, которая, между прочим, противоречит конституционному принципу приоритета прав человека.

Есть и социально-экономические причины, препятствующие проведению реформы ЖКХ. С одной стороны, переход к полной оплате услуг в сфере ЖКХ по их реальной стоимости безусловно необходим. Это отвечает закону стоимости и здравому смыслу. Но только в том случае, когда труд человека оплачивается по его стоимости.

Безусловно, состоятельные граждане, проживающие в элитных жилых комплексах и коттеджах, увеличения коммунальных расходов на 30-50 долларов в месяц просто не заметят. Основная тяжесть нововведений ЖКХ, скорее всего, придется на средний класс. Его представители наверняка не попадут в число получателей адресных выплат (как по экономическим, так и по социальным критериям). И оплата коммунальных услуг в полном объеме станет серьезным испытанием для их бюджета. Таким образом, уплатив стопроцентную стоимость коммунальных услуг, представители среднего класса займут нишу тех, кто сегодня живет у черты, на черте или за чертой бедности.

Не стоит забывать и о том, что в виде санкции за неоплату жилищно-коммунальных услуг проект реформы предусматривает процедуру выселения граждан из более комфортабельных жилых помещений в менее благоустроенные. Этот пункт программы реформирования ЖКХ представляет собой палку о двух концах. С одной стороны, платить за потребляемые услуги необходимо, но, с другой стороны, в условиях современной российской действительности это самый опасный сценарий разрешения жилищных споров. Многим десяткам тысяч наших сограждан задерживается зарплата. Есть и те, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума. Реформа может просто спровоцировать население прибегнуть к массовым акциям гражданского неповиновения. За примером применения закона об «эксмиссии» (выселении) далеко ходить не надо. В Польше он действует уже с 1994 года. В период 1994 - 1998 гг. из своих жилых помещений в сараи и подвалы переселили 6656 семей, в 1999 году уже 5120 семей оказалось на улице, а 1750 - в тех же подвалах. В 2000 году к числу бездомных прибавилось еще почти 10 тысяч семей. Еще раз хочется отметить, что это данные по Польше - стране, население которой имеет более высокий уровень доходов, чем в России.

Такой расклад мы имели в прошлом году. После многочисленных акций протеста, обращений депутатов всех уровней к федеральным властям реформа была заморожена. Но в отдельных регионах переход к 100-процентной оплате является одной из приоритетных задач администраций. Уже готовятся к повышению тарифов в Пермской области, в Башкирии (сейчас население республики оплачивает 62 процента от стоимости жилищно-коммунальных услуг), в Иркутской области (60 процентов). В Архангельске жители города оплачивают 80 процентов от стоимости услуг ЖКХ, а в Кемерово - все 90.

Александр Постников