Вечерний Северодвинск
Номер от 5 июня 2002 г.

Эпизод 65. Атака итальянских масок
65-й сезон Северодвинского драматического театра закончился тем же, чем начался, - уходом нескольких актеров

В прошлом сентябре труппу покинули Н. Гнеушева, И. Мамонов и С. Долгирев, сейчас уволились Н. Мелещенко и С. Полетаев. Это при том, что для маленькой, неукомплектованной северодвинской труппы потеря даже одного актера весьма болезненна. В начале сезона репертуарного кризиса не случилось лишь благодаря любезному согласию Мамонова по-прежнему играть свои роли (для чего он ездил из Архангельска, где в настоящий момент работает). А вот что будет теперь? Кем заменить уходящих? Из чего, из каких спектаклей сверстать репертуар следующего сезона? Есть о чем подумать, и, может быть, не только муниципальному театру.

Там-то, конечно, думают, тревожатся - настолько, что эти волнения по поводу внутритеатральных проблем просматриваются во всякой постановке, представляют ли на сцене Скриба, Вампилова, Пиранделло или Гоцци. (Ничего себе перечисление! В мировой драматургии скоро не останется вершин, не покоренных театром г. Северодвинска! Театральный альпинизм - еще одна особенность минувшего сезона).

Оглянемся на спектакли. В их близости друг другу, уверен, нет предумышленного, но чуть ли не в каждом мы видим специфический стриптиз - саморазоблачение театра, срывающего с себя покров жизнеподобия. Театр настойчиво напоминает о театре - вот как отозвались закулисные тревоги.

В сказку «Кот в сапогах» режиссер Марина Зарянкина вводит неких челлобречков, подающих реквизит Коту, услужающих Королю, закрывающих занавес (привет Мейерхольду и его арапчатам!). Роль челлобречков в том только, чтобы подчеркнуть: все происходит в театре. С таким же подчеркиванием мы встречаемся в сказке «Король-Олень», правда, здесь оно обусловлено пьесой К. Гоцци, его любовью к театральным маскам - буффонным Бригелле, Панталоне и Труффальдино. Маски появляются и в другом итальянском спектакле сезона - постановке пьесы Л. Пиранделло «Человек, зверь и добродетель». И наконец, в «Адриенне Лекуврер» тема театра - одна из главных, если не главная. Рассказывается о любви и смерти великой трагической актрисы.

Из спектакля в спектакль как бы звучит: «Мы театр. Мы значительны. Мы будем». Так похоже это на недавний фильм Ренаты Литвиновой - интервью с Т. Окуневской, Л. Смирновой и другими звездами советского кино, где повторяется: «Нет смерти для меня».

Ну а спектакль «Прошлым летом в Чулимске»? Ни челлобречков в нем, ни итальянских масок. Он-то выразил тему сезона? Конечно выразил. Процитирую режиссера спектакля Валентина Ярюхина: «Пьеса ставит вопрос: как найти в себе мужество продолжать дело заведомо безнадежное, но которое тем не менее нужно делать?» Разве речь не о театре?

Самый впечатляющий образ сезона - Валентина в финале «Чулимска» (Валентину сыграла А. Венгерович). Невзирая на сгустившуюся тьму и снег, одна, чулимская Антигона починяет оградку палисадника. Разве это не про театр?

«Тема самих себя», неизменно присутствуя в спектаклях, однако ж перебивалась всякими другими темами и ничуть не утомила. И в целом позитивных впечатлений было больше, нежели негативных. Не могу принять лишь «Короля-Оленя». Наш драматический театр впервые обратился к драматургии Гоцци и, увы, допустил две ошибки. Из пьесы для взрослых был сделан спектакль для детей, которые на нем, естественно, скучают. А вторая ошибка - в неучете того обстоятельства, что Гоцци требует полета режиссерской фантазии. Если нету возможности взлететь, лучше к этому автору не подступаться.

Что касается режиссуры, безусловно, позитивные впечатления от работы В. Ярюхина над пьесами Вампилова и Пиранделло. Получились очень культурные спектакли, то есть продуманные, организованные режиссером от начала и до конца. Деятельность Ярюхина я бы назвал облагораживающей...

65-й эпизод истории Северодвинского театра завершился. Ушли несколько актеров, уходит и директор В. Дорош. Событие важнейшее, потому что Виктор Иванович - это целая эпоха. И вот на наших глазах одну эпоху сменяет другая. Какая? Да неужели худшая?

Андрей НЕФЕДОВ