Вечерний Северодвинск
Номер от 5 июня 2002 г.

Наталья Мелещенко : «Не вычеркну из памяти ни дня»
Покидая Северодвинск, актриса поблагодарила горожан за любовь и верность

В последний раз устраиваясь перед давно ставшим родным зеркалом в уютной гримерке, Наташа нервничала. В самом начале беседы она призналась: «Давно ведь знала, что придет день последнего спектакля, понимала, что будет тяжело, но никогда не думала, что настолько...»

-Наташа, сколько лет вы с мужем, артистом Сергеем Полетаевым, отработали в нашем театре?

- Страшно сказать! Семнадцать... Приехали в октябре 1985 года.

- Да вы, можно сказать, актеры прошлого века?

- Конечно, старые мы, старые, как черепаха Тортилла, как чемодан дырявый.

- Наташа, вопрос начистоту: ваш отъезд носит вынужденный характер, или вы сами решили что-то кардинально изменить в своей жизни? Ведь для города прощание с двумя замечательными актерами - потеря серьезная. Тем более, что вы оставляете театр не в самые лучшие времена.

- Саша, спасибо тебе за высокую оценку нашей работы. Всегда приятно, что твой труд кем-то замечен, кому-то нужен. Значит, все было не напрасно. Почему мы решили уехать? Даже если бы в нашем театре все было распрекрасно, все было бы на плаву, все равно бы мы уехали. Дело не в состоянии нашего театра. Просто так, как говорится, легли карты. Судьба, одним словом. Это первый вопрос. А второй...

Понимаешь, я семнадцать лет здесь работаю, и из года в год до меня доходили какие-то кулуарные разговоры, слухи, что в театре все плохо, все хуже и хуже год от года. Все эти годы мы сами хороним театр. Но он же не умер! И знаешь, Саша, он не умрет ни в коем случае. Более того, я считаю, что в нашем театре собрались просто замечательные актеры. Я не говорю уже о работниках постановочных цехов. Это профессионалы самого высокого класса.

Наш отъезд никак не повлияет на судьбу коллектива, эта ниша быстро заполнится. Что касается нашего отношения к Северодвинску, то мы очень благодарны ему. Ты знаешь, для нас город стал самым лучшим на свете. Без дураков говорю. Я знала, что наступит день отъезда, но никогда не думала, что будет настолько тяжело. Будь здесь сейчас Сергей, он бы меня обязательно поддержал.

Знаешь, Сань, ни об одном дне жизни в Северодвинске я не пожалела, ни один день не вычеркну из памяти. Клянусь, это не красивая поза. Если бы начать жизнь сначала и получить приглашение на Север, я бы снова приехала сюда, наступала бы на те же грабли, наверное, совершала бы те же ошибки. Но ни одного дня я не отдала бы никому, все они - мои. В счастье, в радости или горе, которое тоже пережить привелось.

- Основанием для отъезда не стала какая-нибудь обида на город?

- Что ты, нет конечно! Более того, честно говоря, я боюсь не каких-то материальных осложнений или физических перегрузок. Я боюсь, что Северодвинск, ставший для меня по-настоящему родным городом, каким был когда-то Волгоград, теперь каждую ночь будет мне сниться. Боюсь по утрам просыпаться в слезах. У нас сейчас в Северодвинске полгорода знакомых, пусть они не поминают нас лихом. Нет, конечно никакой обиды.

- А у меня есть, - вступила в разговор помощник режиссера Надежда Тютева, - за столько лет не могли дать почетное звание.

Актриса искренне возмутилась:

- Надя, ты что?! При чем тут звание? Ей-богу, я не рисуюсь. Это для нас абсолютно не важно, мы никогда не ставили себе такой цели. Чем хочешь, клянусь. Театру у нас только благодарность. Он стал для нас отличной профессиональной школой, здесь мы всему научились. Ведь приехали сюда совсем зелеными, хотя это был наш третий театр.

- Наташа, ваших с Сережей почитателей наверняка интересует и будет интересовать, как вы устроитесь в Волгограде, есть ли перспективы интересной работы в театре?

- Однозначно, что мы едем на Волгу не помидорами торговать. У нас там хорошая квартира, получили приглашение в Волгоградский ТЮЗ. Сережа там уже репетирует. Я не очень верю обещаниям, но мне предложили очень неплохой репертуар, надеюсь, что все сложится. Есть, конечно, опасения, что будут проблемы с возрастом, все-таки, это - ТЮЗ.

- Ну вот эти страхи я никак принять не могу. Хорошим детским театрам сегодня подвластны и Шекспир, и Чехов, и Гюго, и Вампилов, и Горин...

- Да, на их сцене идут и «Лолита», и «Волки и овцы»... Знаешь, Саша, меня можно, наверное, упрекнуть в каких-то профессиональных или человеческих пороках, но в одном упрекнуть нельзя никогда - в наличии «хватательных» рефлексов. Я не умею интриговать по поводу ролей, не умею к успеху идти «по трупам». Я этим никогда не буду заниматься, меня уже не переделаешь. Роль, полученная неправдой, ни за что не получится, не состоится. Такие роли умеют мстить.

- Сегодня день твоего последнего спектакля, своего рода «прощальная гастроль». Вот какая мысль у меня возникла. Если кто-то когда-то, будучи в Волгограде, позвонит к вам домой и представится: «Я из Северодвинска, можно посмотреть ваш спектакль?», поможешь с контрамарочкой?

- Даже под угрозой увольнения из ТЮЗа. Любой северодвинец, даже незнакомый, позвонив, в этот же вечер будет в театре. Костьми лягу, но он будет на спектакле. Подчеркиваю, любой человек, «просто» северодвинец. Саня, милый, прости, сейчас расплачусь... А мне сегодня необходимо веселиться. Ведь итальянскую комедию играем...

- Наташенька, давай так и жить дальше: играть веселые комедии, плакать на сцене крокодиловыми слезами, ранить сердце душевными рубцами и травмами - потому что это - Жизнь, потому что это - Театр! А я очень благодарен судьбе, что она подарила мне знакомство с вами. Дай Бог, чтобы все было хорошо - и у вас, и у ваших детей, и у будущих внуков.В добрый путь!

Беседовал

Александр ГУЗНИЩЕВ