Вечерний Северодвинск
Номер от 29 мая 2002 г.

Театр драмы.И трагедии...
Ситуация, складывающаяся в городском драматическом театре, обретает черты критической

На днях покинул Северодвинск один из ведущих и самых занятых актеров - Сергей Полетаев. В первых числах июня вслед за мужем в Волгоград отправится Наталья Мелещенко. Оставшихся актрис можно теперь считать по пальцам, а для актеров и одной руки хватит, всего четверо мужчин.

Из двенадцати играемых спектаклей в афише сохранятся лишь четыре. Шестнадцатое июля станет последним рабочим днем и директора театра Виктора Дороша, отдавшего Северодвинску 14 лет жизни и сохранившего коллектив в самое трудное время, какими стали годы пресловутой перестройки...

Слово, которое сегодня чаще других звучит в устах Виктора Ивановича, - финансирование. Вернее, отсутствие его достаточного присутствия. Еще точнее, хроническая нехватка средств.

Тем не менее, шестьдесят пятый творческий сезон коллектив, ценой неимоверных усилий, завершает вполне достойно. Но вот встретит ли театр в сентябре таким же образом свое 65-летие - это вопрос вопросов.

До прошлого года особых проблем перед труппой не вставало. Да, лихорадило иногда от многолетнего отсутствия главного режиссера, случались трения с приглашенными постановщиками, но все-таки городские власти находили возможность дотировать театр в пределах необходимого, понимая, что эта структура - не промышленное предприятие, с него нельзя требовать сверхдоходов, а духовная пища техногенному Северодвинску необходима, как воздух

Все изменилось в 2001 году. Выделенных денег было явно недостаточно, росли долги по зарплате, платежи энергетикам... И выкарабкаться в декабре прошлого года из долговой ямы коллективу очень помог первый заместитель мэра Василий Дюкарев. Деньги, изысканные им, были незначительны, но все же образовавшиеся дыры залатать позволили.

Начало нынешнего года ознаменовалось новыми долгами - тепло, электроэнергия, водоснабжение - в совокупности около полумиллиона рублей. То есть, со всей остротой стала проблема содержания здания. На 2002 год театру выделено всего 3 миллиона 782 тысячи. Эта сумма включает в себя и заработную плату, и постановочные затраты, и техническое перевооружение, и непосильные коммунальные платежи. По самым строгим и скромным расчетам специалистов управления культуры, театру требовалось 6 миллионов 520 тысяч. Более того, выделенная сумма была расписана по кварталам, но... как это было выгодно не театру, а финансовому управлению. Если смотреть правде в глаза, то при таком отношении дальнейшая жизнь всего коллектива оказывается под большим сомнением. Ополовиненная по расчетам сумма уйдет только на зарплату, а все остальные средства - «коммуналка», постановочные, техническая база - театру предложено искать и зарабатывать самостоятельно. А заработать для этого «Муниципальному учреждению культуры» необходимо около двух миллионов, что на деле совершенно нереально. В прошлом году при крайне напряженном графике работы коллектив получил выручку 1 миллион 300 тысяч рублей. Но силы коллектива не беспредельны. Повысить цены на билеты - зал вообще опустеет.

Директор принял решение об уходе, устав бороться с «ветряными мельницами» и доказывать очевидное. Сегодня ему кое-кто бросает в сердцах, что пустующим местом главного режиссера Виктор Иванович преследовал свои цели. Может быть, такое предположение имело бы под собой основание, если б руководитель совмещал должности худрука, главрежа-постановщика или продвигал жену-актрису. Но ведь ни того, ни другого, ни третьего нет. А утверждать на это место человека, не нашедшего общий язык с коллективом, он не мог себе позволить. Слишком уж тонкая материя - театральная труппа. С трудом создав, ее легко разрушить простым росчерком пера.

Обвиняющие Виктора Ивановича почему-то не задумываются о другой стороне дела. Есть очень серьезные документы: постановление правительства РФ «О государственной поддержке театров России», постановление губернатора «О государственной поддержке театрального искусства в Архангельской области». Похоже, сильными мира сего они в расчет не берутся. Бумага все стерпит?

Из года в год директор театра выезжал на актерские биржи труда, подбирал талантливых мастеров, оказавшихся в трудном положении и в поисках работы. Первым делом, кандидаты заводили речь о зарплате, затем о жилье, и только потом - о возможном репертуаре. Что мог предложить им Дорош? Свободного жилфонда у театра нет, зарплата актеров, с учетом «северных» ниже, чем в средней полосе плюс задержки с ее выдачей... Да они в Воронеже, Ростове или Нижнем устроятся гораздо комфортнее. И возможность подработать есть на радио или телевидении. Вот и тает наша скромная труппа.

Театр открылся 18 лет назад, и все это время здание не знало ни одного серьезного ремонта. Только подкрашивали то здесь, то там, освежали кабинеты да гримерки. На днях полностью вышла из строя звуковая аппаратура, и сегодня спектакли идут с «выездными» динамиками, как в сельском клубе. На ладан дышит световое оборудование, требуется срочная модернизация противопожарной и вентиляционной систем. «А в остальном, прекрасная маркиза...»

Уж на что оптимистом слывет Виктор Иванович, но и в его глазах перспективы театра далеки от радужных. Есть опасения, что творческий коллектив вообще может разойтись, разъехаться... развалиться, если не принять экстраординарных мер.

Что будет с театром без опытного директора? Предсказать нетрудно. В одном из высоких кабинетов ему было брошено: «Да у меня на это кресло из кандидатов очередь...» Браво! Заявление столь же смелое, как и необоснованное. Кандидатов-то может быть море, но где найдется настоящий директор, знающий тайны специальной экономики, не понаслышке ведающий секретами жизни своенравного театрального организма?

Виктор Дорош настроен решительно. В Калининграде, куда он отправится, найдет себе занятие по душе и по призванию. Благо, сил пока хватает. Но для Северодвинска это будут потеря. Серьезная.

Вдруг да изменит свое решение ветеран сцены, решит еще задержаться? Если этого не произойдет, то спасибо вам за все, Виктор Иванович, и... Простите нас.

Александр ГУЗНИЩЕВ