Вечерний Северодвинск
Номер от 24 мая 2002 г.

Грозит ли городу банкротство?
По оценкам специалистов, в Северодвинске может повториться социальный кризис 1997 года

На прошлой неделе в Северодвинске местные и областные депутаты провели деловую встречу, на которой обсуждались межбюджетные отношения.

То, что складываются они не в пользу муниципальных образований, очевидно. В Москве под началом руководителя аппарата президента Дмитрия Козака работает комиссия, которой как раз и предстоит решить проблемы разграничения полномочий между центром и территориями. Удастся ли выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы те же муниципальные образования смогли вести более самостоятельную политику? Наши депутаты высказываются в пользу именно такого развития событий.

А что происходит? Мэр Александр Беляев, как бы задавая тон беседе, предрек весьма мрачные перспективы, которые ожидают Северодвинск. Да, собственно, город уже на пороге кризиса. Его бюджет не позволяет сводить концы с концами, и сегодня, по сути, все деньги, поступающие в казну, распределяются по двум статьям: на расчеты с энергетиками и на зарплату работникам бюджетной сфере. Последние, кстати сказать, получают от 75 до 90 процентов от потребности. На поддержку других отраслей городского хозяйства денег нет.

- Анализ тех социально-экономических реалий, с которыми мы столкнулись, - заявил Александр Беляев, - приводит к выводу, что город втягивается в кризис, подобный середине 90-х годов.

Ключевых факторов, обостряющих ситуацию, Александр Николаевич назвал несколько. Выделим главные. Межбюджетные отношения строятся сегодня таким образом, что в городском бюджете остается лишь 39 процентов налоговых сборов. По сравнению с 1999-м их объем сократился вдвое. Тогда как груз социальных обязательств с ростом зарплаты работникам образования, здравоохранения становится тяжелее, объем федерального финансирования сокращается. Яркий пример, к каким последствиям приводит такой разрыв, продемонстрировало недавно пассажирское автопредприятие, отказавшееся возить льготников по федеральному и областному законам о ветеранах. По сообщению того же Александра Беляева, ПАТП за услуги по льготным перевозкам должны были перечислить порядка 27 миллионов рублей из областного бюджета. Это 17 процентов в объеме дохода предприятия. Поступило же на его счет чуть больше десятой части денег. Есть предприятия, у которых доля льготных услуг в объеме производства составляет и 35 процентов. Если им не возмещать затраты, они просто обанкротятся.

Для моногорода, в котором градообразующими являются предприятия Государственного Центра атомного подводного судостроения, благополучие неразрывно связано и с тем, как финансируется «оборонка». К сожалению, платить за госзаказ Минобороны не спешит. Соответственно, нет притока и налоговых средств в северодвинскую казну. На таком вот фоне намерения депутатов Госдумы ввести с 2003 года закон о федеральном социальном стандарте для граждан России у местных властей оптимизма не вызывают. Ибо они не дают гарантий, что государство разделит с ними ответственность за выполнение социальных гарантий.

Владимир ПАНОВ