Вечерний Северодвинск
Номер от 10 апреля 2002 г.

За океаном умеют улаживать дела
А российским гражданам еще предстоит научиться договариваться

«Закон и порядок», - в очередной раз чеканит строгий мужской голос название американского сериала. Вроде бы, уже надоели убийственные страсти, но чем-то притягивает эта бесконечная вереница судебных историй. Может быть, тем, что рассказывают они об умных правозащитниках, неподкупных судьях и быстренько, в течение одной серии, наказанном зле. Очень хочется, чтобы справедливость торжествовала. Пусть даже за океаном, хотя бы в кино.

убедиться в том, какой на самом деле в Штатах порядок с законом, смогла недавно делегация российских судей, в числе которых был заместитель председателя Северодвинского суда Александр Феопентов.

- Больше, наверное, обращали внимания на отличия?

- Системы различаются в принципе, у нас - континентальная, у них - прецедентная. А больше всего заинтересовала система улаживания споров. Благодаря ей около 90 процентов гражданских и уголовных дел не доходят до привычной нам процедуры судебного разбирательства. Если рассматривают преступления, срок лишения свободы по которому не превышает одного года, а подсудимый вину признает, то процесс ограничивается коротким судебным заседанием. Мы присутствовали на рассмотрении уголовного дела по хищению имущества со стройки - в течение 10 минут по нему был вынесен приговор.

- Считаете эту разницу плюсом американской системы?

- Да, потому что существенно разгружаются следственные органы, прокуратура и суд. Но самое главное - проходит минимальный срок от преступления до приговора. Вот она - неотвратимость наказания. Приговоры порой мягче наших, но действует главный принцип американского правосудия - виновный должен быть наказан.

- А проблем, как у нас, с покупкой бумаги, конвертов и прочих нужных суду «мелочей», конечно же, нет?

- Материальная оснащенность впечатлила. Компьютеризация полная. Мы своей тоже гордимся, но до них еще далеко. И еще одна интересная деталь, касающаяся гражданских процессов. Как только заведено дело, оно сразу же проходит компьютерную обработку, и любой гражданин может прийти в компьютерный зал суда, ознакомиться с любыми документами дела и даже сделать нужные копии.

- Вы занимаетесь гражданскими делами. В Америке судьи тоже делятся по профилям?

- Наши цивилисты - мастера на все руки, должны разбираться во всех тонкостях, от установления отцовства до дорожно-транспортных происшествий. У них более узкая специализация: отдельно суд по налогам, по экономическим спорам, по семейным делам... Отсюда и дотошные знания в своей области.

- А что у нас лучше?

- Во-первых, наша судебная система более доступна гражданам. Дело не в госпошлине,150 долларов за нее - это по американским меркам тоже немного. Но сама судебная система сложна. Человек не может просто прийти с заявлением в суд, он должен иметь деньги, чтобы нанять адвоката. А тот, в свою очередь, составит нужные бумаги, затем следует непростая процедура их подачи.

- А если наша полуграмотная российская бабушка принесет вам листочек с каракулями...

- Мы ей обязаны разъяснить, что сделать надо то-то и то-то, выполняя при этом, в общем-то, функции адвоката. Второе достоинство нашей системы - сроки рассмотрения. Российским законом расписано, за сколько дней должно быть вынесено решение по разным видам споров. Американские судьи руководствуются фразой «в разумные сроки». Дела, которые мы рассматриваем в течение месяца, там могут находиться в производстве несколько лет. Узнав, в каких строгих временных рамках работают российские судьи, американцы щелкали языками. Удивление было нескрываемым, они признавали в этом наше преимущество.

- С каким ощущением возвращались на родину?

- Мы свое дело делаем не хуже. За работу Северодвинского суда мне не стыдно.

- А за наш город?

- Он, вообще, самый лучший на Земле!

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА