На прошлой неделе директор северодвинского пассажирского автопредприятия Сергей Неумывако отвечал на вопросы горожан
В редакцию Сергей Николаевич пришел в приподнятом настроении. Оказалось, что в этот день предприятию удалось в срок, определенный графиком реструктуризации долгов прошлых лет перечислить порядка 300 тысяч рублей. На этой же неделе ПАТП торжественно выпустило на линии городских и пригородных маршрутов дополнительные автобусы, купленные по лизингу у Павловского автозавода. Впереди - дачный сезон, период массовых отпусков, так что «коммерческие» ПАЗики впрягутся в перевозки пассажиров как нельзя кстати. Более обстоятельно поговорить перед «прямым проводом» с Сергеем Николаевичем не удалось. Ровно в 18 часов в каминном зале «Вечернего Северодвинска» раздался первый звонок от читателей, их диалог с директором активно продолжался два часа.-Вас беспокоит Наталья Ивановна. Сейчас по городу ходят ПАЗики. В связи с этим просьба от нескольких молодых мамочек и нескольких пенсионерок. Мы предлагаем такой маршрут, чтобы автобусы следовали из квартала В по проспекту Победы, кварталы можно захватить, а дальше - на улицу Ломоносова...- Наталья Ивановна, ваши пожелания уже учтены, на днях я подписал распоряжение по запуску на линии маршрутов № 18 и 18-а. Поясняю, автобусы станут отправляться от железнодорожного вокзала и будут следовать по Первомайской до площади Победы и далее с остановками у «Радуги», «Букинистического», «Сириуса», на Трухинова, у торгового центра, «Маяка», по Морскому проспекту автобус выходит в квартал, потом - Юбилейная, проспект Труда, и далее он по Ломоносова возвращается к вокзалу.- Слава богу, что нам на Труда не придется пересаживаться.- Теперь о маршруте № 18. Он - ночной. Будет идти примерно по тому же маршруту, но при этом будет захватывать проспект Победы.- Спасибо за подробный ответ. - Здравствуйте, Сергей Николаевич, беспокоит пенсионер Алфей Александрович Румянцев. За прошедшие два года в летний период перевозка пассажиров на пригородных маршрутах была организована хорошо. Что нас ожидает? Будем ездить так же по талонам, или за 50-процентную плату?- С 1 января введено новое положение об оплате по закону «О ветеранах Архангельской области». Денег на компенсацию затрат ПАТП в областном бюджете не предусмотрено. Подвижной состав давно физически устарел. Чтобы хоть как-то людей возить, мы добавляем сейчас на пригородные маршруты ПАЗики. Пока по временному порядку, утвержденному областным управлением федерального казначейства, областным управлением Министерства финансов и областным управлением социальной защиты населения, нам приходится регистрировать тех пенсионеров, кто пользуется льготным проездом. Этот порядок я назвал бы абсурдным, потому что вызывает огромные нарекания со стороны самих пенсионеров, которые, прежде чем сесть в автобус, вынуждены отстоять очередь за талоном. Предприятие, соответственно, должно вести список областных льготников, чтобы предоставить его в управление соцзащиты. Мы обратились к губернатору Анатолию Ефремову с предложением изменить такой порядок. Если вести речь о 50-процентной скидке, то она в прежние годы вводилась распоряжением мэра Северодвинска. Если Александр Беляев и депутаты найдут возможность компенсировать средства на льготный проезд для пенсионеров в этом году, - пожалуйста. Что касается ПАЗиков, на них льготный режим перевозок не распространяется. Это дополнительные маршруты, позволяющие создать более благоприятные условия для тех, кто может заплатить за проезд. Тем самым мы разгружаем и муниципальные рейсы.- Меня зовут Наталья Петровна. А как часто будут выполняться муниципальные рейсы в дачный сезон?- В том же объеме, что и в прошлом году.- Хорошо, если бы мэрия давала все-таки льготникам талоны для проезда за 50 процентов от стоимости билета, как в прошлом году. Иначе много ли наездишь, когда пенсия 900 рублей. Неужели вынудят ездить за полную стоимость?- Наталья Петровна, мы не вправе регулировать федеральные законы, вводить какие-либо льготы, подменяя мэрию. Какие порядки установят «сверху», им и будем следовать. Адресуйте свои вопросы тем же специалистам управления социальной защиты.- Дай бог вам удачи... Может, действительно, власти пожалеют стариков, а то - хоть бросай участок...- Звонит Таисия Викторовна. Скажите, почему в Северодвинске на время каникул не вводился льготный проезд для детей?- Таисия Викторовна, повторюсь, что директор ПАТП тут ни при чем. Это дело власти - местной, областной или федеральной. Если бы в администрации Северодвинска нашли средства для того, чтобы в каникулы дети смогли ездить со скидкой, не сомневайтесь, мы бы выполнили распоряжение мэра.- У меня еще вопрос. Раньше в «березниковском» автобусе одно место багажа можно было не оплачивать. А как теперь?- Сейчас этот автобус ходит не до Березника, а до Котласа. Оплата багажа зависит от его габаритов, установленных Правилами междугородных перевозок. Если ваша сумка в нужные размеры укладывается, значит, плата за нее не берется. А если вы предъявите, скажем, рюкзак спелеолога, то за него придется платить.- Я имею в виду не салон, а место в багажнике. Теперь же берут плату за каждую кладь, независимо от ее габаритов.- Позвоните по телефону 6-16-16, я уточню информацию, и мы сообщим вам.- Михайловский Владимир Алексеевич. Я звоню по поводу автобуса, который игнорирует пассажиров.- Каким образом?- Я говорю о «четверке»...- Вы, вероятно, знаете, что это спецмаршрут, открытый по договору с Севмашпредприятием.- Знаю, когда этот автобус вывозит работников Севмаша в город, у 58-й вахты сесть практически невозможно. Стоим, ждем, проходят, не останавливаясь, две-три «четверки», в итоге приходится идти пешком.- Владимир Алекссевич, на днях у нас состоялось совещание с начальником ОГИБДД Северодвинска, и одна из проблем, которую мы рассматривали, как раз была связана с вашей претензией. К сожалению, транспортная обстановка около этой вахты крайне неблагоприятная. Кроме того, что здесь сужается дорога, так еще рядом с поликлиникой скапливается огромное количество частных автомобилей, прямо под запрещающим знаком. Возможно, что некоторые водители и «проскакивают» мимо остановки, предпочитая не рисковать. В ближайшее время должны навести порядок.- Звонит Геннадий. Недавно я видел ваше выступление по телевидению. Меня покоробило, когда я услышал, что вы обвиняете кондукторов в воровстве. Ну, это несерьезно. Кондукторы работают в тяжелейших условиях...- Я ни в коей мере не хотел умалить роль кондукторов. Действительно, их условиям труда не позавидуешь. Однако же у нас есть к ним и обоснованные претензии. На этой неделе мы проведем с ними специальное собрание. Предстоит серьезный разговор о том, как повысить культуру обслуживания пассажиров, к чему у горожан много жалоб. Есть и факты финансовых нарушений. Я с экрана говорил именно об этом. И приводил примеры, когда кондукторы торговали фальшивыми билетами, причем целыми рулонами.- Меня зовут Валентина Михайловна. Почему вы в своем интервью по телевидению сказали, что все кондукторы пользуются «левыми рулетками»?- Я только что отвечал на подобный вопрос. Я не обвинял всех кондукторов. Я говорил, что есть случаи... По-видимому, во время монтажа телесюжета мое выступление сильно купировали.- У меня еще вопрос. На новые ПАЗики вы будете приглашать кондукторов с биржи труда?- В первую очередь предложим новые места тем кондукторам, которые у нас работают, будем принимать и тех, кто придет по направлению Центра занятости. Сейчас у нас открыто 50 вакансий на место кондуктора.- Беспокоит Дмитрий Евгеньевич. Скажите, Сергей Николаевич, не планируете ли вы закупать автобусы большой и средней вместимости? Внедрена ли на вашем предприятии комплексная автоматизированная система управления?- Нет, АСУП пока не внедрили. Сейчас осваиваем программу автоматизированного бухгалтерского и налогового учета. Что связано с большими изменениями в налоговом законодательстве. Мы закупили компьютеры, программное обеспечение, заключили договор с фирмой, обеспечивающей ввод программ в действие. Созданная локальная сеть будет развиваться и дальше. Что касается автобусов средней и большой вместимости. Как только расплатимся за ПАЗики, встанет вопрос о замене парка старых автобусов. Речь, прежде всего, пойдет о закупке «Икарусов». Предварительные переговоры с поставщиками уже провели. Банк, с помощью которого мы приобрели по лизингу ПАЗики, готов финансировать и другие проекты.- Сергей Николаевич, я почетный донор, хочу получить от вас вот какую справочку. Почему я не имею права бесплатно ездить в междугородных автобусах?- Простите, как вас зовут?- Александр Васильевич.- Так вот, Александр Васильевич, льготы для заслуженных людей, к коим, разумеется, относятся и почетные доноры, определяет не директор ПАТП, а, как минимум, местная власть - депутаты либо мэр. У нас в Северодвинске есть определенная категория граждан, которым мэр предоставил льготы, исходя из возможностей городского бюджета. В этом списке почетных доноров пока нет.- Беспокоит страховая компания РОСНО. Мы знаем, что вы приобрели 50 автобусов марки ПАЗ. Не хотите рассмотреть наши предложения по их страхованию?- Изложите эти предложения, можете их послать по факсу 6-16-16.- Вам звонит Зинаида Игнатьевна. На ул. К.Маркса есть остановка «Букинист», оборудованная очень высокой платформой. Это создает трудности для пожилых людей. Автобусы к платформе вплотную не подходят, приходится с трудом спускаться, а потом карабкаться на подножку.- Остановки принадлежат жилищно-коммунальным предприятиям. Рекомендую вам обратиться к начальнику ЖКХ, в ведении которого остановка находится. А с водителями, которые не заезжают в «карман», обязательно поговорим.- Сергей Николаевич, беспокоит Александр. Скажите, почему 104-маршрут, следующий до Рикасихи, до 13 часов не останавливается у погребов? Кондукторы говорят: езжайте, мол, на № 13. Но ведь по этому маршруту выполняется один рейс в час...- Я записал вопрос. Ответ на него обязательно опубликуем в газете «Вечерний Северодвинск» в ближайшее время.- Скажите, сколько стоил бы проезд по городу, не будь льгот?- Билет стоил бы три рубля.- А нет ли возможности пустить 101-й маршрут через Морской проспект, чтобы автобус шел в сторону дач через железнодорожный переезд. Какое было бы облегчение людям!- Я уже говорил, что через Морской вскоре пойдет маршрут № 18. - Это - внутригородской.- А вы полагаете, что сумеете сесть где-нибудь на Коновалова, если уже с конечной остановки 101-й идет «под завязку»?- Почему? Сейчас мы идем в квартал и, как правило, автобус останавливается...- Знаете, мы планируем остановки пригородных маршрутов вообще перенести в район Морского проспекта, где сейчас разворачивается 133-й, следующий до Архангельска.- Хорошо бы, нас это устроит.- Такой проект рассматривается.- Ало, вас беспокоит Тамара Николаевна, я звоню, чтобы поговорить о движении «восьмерки».- Пожалуйста.- Мало того, что интервал движения автобусов этого маршрута слишком велик, так еще и расписание постоянно меняется. Представляете, спешишь на работу с обеда, а, как оказывается, расписание сдвинулось на 15 минут. Конечно, опаздываешь. - И для ПАТП восьмой маршрут - не подарок. Во-первых, дороги находятся в безобразном состоянии, ГИБДД зачастую их закрывает.- Пусть автобусы ходят до «Полярной звезды»... Пустите на маршрут, наконец, ПАЗики.- ПАЗики-то только-только появились. В принципе мы сейчас разрабатываем новую схему обслуживания пассажиров в Северодвинске. На каких-то маршрутах, вероятно, добавим количество автобусов, на каких-то пересмотрим графики движения. Не исключаем, что откроем и новые линии. А что делать с «восьмым»? Повторю: нас больше беспокоит дорожная обстановка. Автобусы и без того крайне изношены, то и дело приходится их буксировать на ремонт. Вот вам и сбой в расписании. У нас, как водители получают путевку на маршрут № 8, так их колотить начинает. Без юмора говорю.- И пассажиров зло берет. Так что вы уже что-либо придумайте...- Постараемся.- Здравствуйте, пенсионер Александр Борисович... ПАТП пустило на 15-й маршрут дополнительно ПАЗики, почему не возите в них ветеранов?- Возим, но только за наличный расчет. Причина? ПАЗики мы купили в лизинг. Иными словами - в кредит, деньги обязаны вернуть банку через полтора года. А как? Надо зарабатывать. Если мэрия по своим обязательствам компенсирует затраты на перевозку льготников, их обслуживают. - А тех, кто имеет на это право по федеральному или областному закону - нет?- Раз деньги не перечисляются, как, подскажите, поступать? И автобусы, и бензин, и запчасти нам бесплатно не дают. В первом квартале, за перевозки таких льготников мы должны получить 21 миллион, а поступило 3 миллиона рублей. И все! Как хотите, так и крутитесь, а законы, как говорит прокурор, выполнять обязаны.- Сергей Николаевич, мой супруг работает водителем на автобусе. Как-то вы заявили, что у них повысилась зарплата, а вот судя по расчетному листу мужа, я прибавки не заметила.- Как же так. Если брать данные за январь, то средняя зарплата водителя ПАТП составила 5288 рублей, а в декабре 2001-го - 4217. - Чтобы больше заработать, муж вынужден перерабатывать.-Хорошо, в структуре зарплаты за переработку водитель в среднем опять-таки получает порядка 350 рублей. Плюс 250 рублей предприятие платит с 1 декабря прошлого года за питание. Эта сумма в «квиточке» не указана.- На территории вашего предприятия есть магазин, жалуются, что цены на продукты в нем очень большие...- Когда-то магазин возможно и работал, сейчас - нет. Вот в столовой питание, смею заверить, хорошее и цены на продукты сравнительно не высокие. - Согласна. И вот еще: почему у вас водители вынуждены покупать запчасти на свои деньги?- Вы не первая, кто мне такой вопрос задает. Я выяснял, оказалось, что до моего прихода на предприятие, действительно, такое практиковалось. Еще в прошлом году мы ввели учет запчастей по специальным картам. На каждый автобус. Поверьте, расход запчастей резко сократился. К тому же их сегодня на складе столько, сколько не было никогда. Это признают все. Это как в анекдоте, может быть, когда кэгэбешник просил денег на патроны к табельному оружию?А если всерьез, то мы нашли поставщиков в Москве, эта фирма обеспечивает запчастями все столичные автопарки. У них мы покупаем по ценам на 15 процентов ниже, чем приобретали те же запчасти в Ярославле. - Спасибо за информацию. Хочу пожелать, чтобы вы привели предприятие к процветанию. И... вежливости кондукторам, много с их стороны хамства.- Сергей Николаевич, я звоню с Ягр по просьбе тех, кто живет на окраине острова рядом с бором. Чтобы выехать в город, приходится полчаса идти до автобуса. Каково? Нельзя разве организовать движение так, чтобы люди не страдали?- Вас как зовут?- Тамара Ивановна.- Мы рассматриваем вариант, Тамара Ивановна, движения автобусов по двум ягринским маршрутам. Один - кольцевой, который пройдет по улицам острова. По второму маршруту, укороченному, мы повезем ягринцев до железнодорожного вокзала.- Почему же у нас все автобусы ходят практически по одним улицам, вот о чем я, а людям, кто живет в стороне от центра, приходится заказывать такси. Или вот по Административному шоссе ходит одна «десятка» и попробуй добраться до проходной Севмаша утром. Не протолкнуться в автобус. И частник не довезет, потому что движение по шоссе в эти часы перекрыто знаками.- Городские маршруты разрабатывались с участием институтов, наверное, лет десять назад. Время изменилось, поэтому мы создали подвижную группу, которая должна проанализировать нынешние потоки пассажиров, дать рекомендации, как лучше организовать движение транспорта.- Дай Бог, чтобы учли и наши интересы.- Обязательно. Чтобы открыть новый маршрут, требуется учесть множество факторов. И состояние дорог, и кто станет обслуживать автобусные остановки. Приказом директора это не делается. Если на карте дорога обозначена, а проехать по ней не возможно, то, ясно, что автобус на них пустишь.- Частные ПАЗики до наших домов проезжают.- Частники ведь свой маршрут в ГИБДД не согласовывают.- А как вы относитесь к тому, что те же ПАЗики идут вслед за автобусами муниципального маршрута полупустые. Разве выгодно?- Поверьте, что экономически они работают достаточно эффективно.- Гурьев Василий Васильевич. Скажите, недавно на пассажирском автопредприятии создали несколько дочерних фирм, для чего это было сделано?- Да, в рамках деловой игры мы провели такой эксперимент. Он коснулся диспетчерской, таксировочного отдела и администрации. Смысл такого деления был не в том, чтобы, как некоторые заподозрили, обанкротить предприятие или увести капиталы. Смысл был в том, чтобы уменьшить на предприятие налоговый пресс. К сожалению, тех результатов, на которые рассчитывали, получить не удалось. Так что было принято решение развиваться в рамках единого предприятия.- То есть ПАТП сохраняется в рамках муниципального предприятия?- Совершенно верно. Для нас важно, чтобы оно работало эффективно, от этого зависит и настроение тех, кто пользуется услугами городского автобуса.
Отчет подготовили Александр ГУЗНИЩЕВ и Василий РАШЕВ
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!