Вечерний Северодвинск
Номер от 23 января 2002 г.

Только будь хорошей
Люди идут к Ксении Петербуржской ежедневно, ежечасно и отовсюду

Пожалуй, это - самое таинственное место города Питера. В изящную часовню Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище народная тропа не зарастает уже более десяти лет.

До этого часовни на Смоленке не было. Была только могила, где покоится святая и блаженная Ксения. В шестидесятые годы советская власть обнесла ее высоким дощатым забором. Символично получилось: нечего нашему народу опиум потреблять. Но люди все равно шли к своей Ксении. Ежедневно, ежечасно и отовсюду. Молились, писали записки с просьбами о благе и бросали за этот забор. Вера - она выше заборов.

Чудо №1

О святой Ксении Петербуржской легенд ходит много. А уж любителей их пересказывать - больше, чем самих легенд.

А вот быль. Жила-была в веке старинном, восемнадцатом, девушка в Петербурге. Выросла, вышла замуж по любви за полковника и придворного певчего. Да горе случилось. Когда Ксении было двадцать пять - умер любимый.

Она, как многим тогда показалось, сошла с ума. Надела мужнин военный мундир и пошла странствовать. Все свое имущество раздала бедным, даже дом свой подруге подарила. Днем Ксения (отсюда и Петербуржская) по Петербургской стороне как блаженная бродила. Ночью же уходила за город, в поля. Молилась хоть в мороз, хоть в слякоть на коленях до самого рассвета.

В Питере Ксению любили, совета у нее спрашивали. Матери радовались, когда она приласкает и поцелует их детей. Извозчики просили проехаться с ними хоть квартал, после этого выручка была обеспечена. А уж денежки и одежду Ксении все время давали. Но она брала одни копейки и тут же раздавала нищим.

Легенды пошли позже. И вот главная - если прийти к блаженной Ксении в часовенку, отстоять молебен, а потом сделать вокруг часовни несколько кругов, записку к святой с просьбой написать и оставить ее там, то желание непременно сбудется.

Да, еще одна «легендарная» необходимость - на Смоленское кладбище нужно идти пешком. И чем больше пройденное расстояние, тем больше шансов на удачу.

Однажды моя приятельница Александра, бывшая северодвинка, живущая в Питере (пока мы топали с Петроградской на Васильевский), поведала о своих чудесных отношениях со святой. История у нее вышла и впрямь чудесная. И поучительная.

Чудо №2

В чудеса, конечно, Сашка с трудом верила. Дедушку Мороза еще в детсадовском возрасте «раскусила». Но подумала все же: «А вдруг?..» С людьми такое часто происходит. Не верят, а все равно делают.

- Воздух вокруг бело-голубой часовенки, - вспоминает Александра, - прямо звенел как наэлектризованный. Ощущения у меня тогда какие-то особенные возникли, непонятные. И вот, прижавшись щекой к истертой (такими же просителями) стене часовни и закрыв глаза, я выпалила: «Пожалуйста, матушка Ксения, дай мне работу такую, чтобы каждый день на нее ходить, а лучше ездить в центр города. Чтобы это было государственное учреждение, чтобы зарплату получать каждый месяц, и чтобы не пачкаться с художественными всякими материалами и ходить во всем чистом».

Тут стоит пояснить, что приятельница моя училась тогда в одном художественном вузе. Когда, бывало, я заходила к ней в институт, Сашка встречала меня по колено в гипсе, по локоть в краске и с изможденной улыбкой. Потому как студенты бедные днем учились, а по ночам квартиры и магазины новых русских облагораживали. Да и сейчас, думаю, картина та же. Так вот...

- И жениха мне, - продолжила Александра, - такого, пожалуйста, дай, святая Ксения, чтобы работал на какой-нибудь мужской работе, а не художником или музыкантом, зарабатывал бы долларов двести, а лучше четыреста, и чтобы возил он меня каждый день из института домой на иностранной машине красивого серо-зеленого цвета!

Такие вот нехитрые мечты в Сашкиной душе таились. Впрочем, мечты, я бы сказала, самые обыкновенные. Ибо о чем еще может мечтать двадцатилетняя провинциальная девушка, одна и в большом городе?

Помолившись и обойдя несколько раз красивую часовенку, она отправилась к метро. От задумчивости чуть не протопала мимо «Василеостровской». Вернулась, села в электричку. Тут-то, по ее словам, все и началось.

Очень серьезный пожилой мужчина, сидевший напротив, достал из кармана кошелек и со словами «только будь хорошей» протянул Сашке полтинник. Тогда эти деньги значили, как нынешние пятьсот.

- После того случая, - говорит Александра, - моя уверенность в завтрашнем дне резко возросла.

Сашкина уверенность в завтрашнем, а также послезавтрашнем дне росла и приумножалась. Через неделю молодая художница устроилась на работу в шикарный магазин на Литейном проспекте. Однокурсница вырезала из рекламной газеты объявление «Требуется дизайнер», с припиской «студентам не обращаться», но Александру почему-то взяли. Поэтому все, что происходило с ней после посещения Смоленского кладбища, она связывала только с вмешательством Ксении.

Кстати, жених через пару лет тоже отыскался. Почти такой, какого Саша «заказывала». Ездил он, правда, не на иностранной серо-зеленой машине, а на шестом «Жигуленке», жил в коммуналке и денег получал немного. Зато любовь их, казалось, никогда не пройдет. И дом когда-нибудь будет большой и уютный, и детишек куча, и вообще. Но стало что-то неладное с Сашкой происходить. Причем началось это «неладное» в самом что ни на есть святом для нее месте. В той самой часовне Ксении Петербуржской.

Стояла Саша службу в часовенке, молилась, благодарила Ксению за все хорошее, что она для нее сотворила. Усердно молилась, даже на колени опустилась. Подняла в очередной раз повязанную платочком голову и обомлела. Ее большая кожаная сумка с деньгами, работами, а главное, паспортом, как испарилась. Народу на молебне полно, шум поднимать нельзя, неудобно. Так и ушла с камнем на сердце.

Но и это не все. Заведующая шикарным магазином, где работала девушка, обвинила Александру в растрате трехсот долларов. Причем объяснить, как дизайнер, целыми днями просиживающий в подсобке у компьютера, может растратить магазинные деньги, так толком и не смогла. Что ж, у сильного и сила. Пришлось «откупаться» портретом директора в золотой раме. Однако апогеем свалившихся на Сашку несчастий стал развод с любимым мужем.

Не только москвичей, как выяснилось, квартирный вопрос испортил. Родственники мужа поставили молодым условие: пропишем безродную провинциалку в свою коммунальную квартиру с одним условием. Нужно оформить у нотариуса бумагу о том, что в случае развода она на жилье не претендует. Сашку такой к ней подход обидел. А супруг ее, Ксенией «подаренный», молодую жену не поддержал. Собрала Александра чемоданы и как миленькая в свою общагу студенческую вернулась.

Чудо №3

Да, наслушалась Александра про добрые деяния Ксении Петербуржской вдоволь. Кто-то самым чудесным образом от злой болезни излечился. Кто-то квартиру вне очереди смог получить, а кто личную, семейную жизнь наладил. Но пришла она в свое общежитие, распаковала пожитки - чемодан да спортивную сумку, опустилась на металлическую кровать и зарыдала...А потом мужика того в метро с полтинником почему-то вспомнила. И поняла: это же намек ей был, а она его не поняла. Помните, сказал он Сашке тогда: «Только будь хорошей»?..

Для того чтобы себе пятак получить, нужно нищему копейку подать - так теперь Сашка и живет. Другой, новой, трудовой, можно сказать, а не чудесной жизнью. Только на себя надеждой, а не на чудеса разные.

Утром бежит в школу детей художествам учить, а по вечерам лепнину в старых питерских квартирах лепить да щели в потолках заделывать. Нищим в метро и юродивым у церквей действительно подает. Эти люди, с одной стороны, несчастные или опустившиеся, а с другой - святые. На Руси таких не принято было обижать.

Про мужа сейчас со вздохом вспоминает: мол, Ксения дала, Ксения же и забрала. А всем своим одухотворенным подругам советует со святыми осторожно обращаться. Как?

Не только с открытым кошельком, как к народному депутату, но и с открытым сердцем идти. Не только и не столько материальных благ, а и духовных благ просить. Сил, здоровья и долгих лет жизни, как мы в открытках поздравительных пишем. Раз силы будут, то и остальное, значит, тоже не минует.

- Слушай, Александра, - спрашиваю я, - а почему люди именно к Ксении Петербуржской с просьбами обращаются? Думаю, они, ежели верующие, могут и у самого Христа что-то попросить.

- Понимаешь, - отвечает, - Ксения, она как посредник между людьми и Богом. Она простого человека легче поймет, потому что сама всегда среди людей жила и им помогала.

Наталья КОЛОГРЕЕВА