Вечерний Северодвинск
Номер от 22 ноября 2001 г.

Старая сказка вне возраста
«Вечерка» в гостях у главной кукольной мамы Северодвинска

Какими волшебными огнями сверкал в детстве снег под тусклым уличным фонарем! Какой вкусной тогда была сгущенка. «Золотце» от шоколадки считалось драгоценностью, «бьющиеся» куклы с облупленными носами - первыми красавицами, а встреча со сказкой - праздником... Теперь такого не делают, говорим про все: зиму, фантики, игрушки. И не замечаем сияния под ногами, ворчим на старенького плюшевого мишку: «Пылесборник», а сказкой называем все, во что уже не верим...

Света росла замкнутым ребенком, и никто не знал, как она от этого страдала. Во дворе ее считали воображалой. Это из-за мамы, которая нашивала на дочкины скромные наряды вязаные цветы и узоры. Получалось не как у всех, за это и доставалось.

По будням - школа и дом. В каникулы - телевизор, который без конца крутил надоевших «Четырех танкистов и собаку», хоккей и фигурное катание. А хотелось чего-то яркого, шумного, как в цирке. Чтобы все кружилось и переливалось огнями. Но из окна на девочку смотрели серые дома, а по улицам шли люди в скучных одеждах. Ей казалось, что и детство у нее такое же, как их пальто: добротное, но без радости.

В бабушкиной коробке, к которой ее тянуло, как магнитом, было немного пестрых лоскутков. Из них маленькая Света однажды и сшила свою первую куклу.

«Я не люблю злых героев»

Небольшая комната во Дворце культуры Ленкома. Несколько обтянутых тканью скамеек - это зрительный зал, почти впритык к первому ряду - сцена. Все такое маленькое, что кажется - понарошку. Но звание настоящее: детский театр кукол «Колобок», владение Светланы Кабановой. Она смеется:

- Так и напишите: народная артистка Ленкома.

Она же зав постановочной частью, художник, костюмер, механик, изготовитель всех кукол, сценарист... В общем, и руководит, и рукой, если надо, кукол водит.

А все начинается со сказки. Выбирает ее Светлана и переписывает на новый лад. В книжке - две странички текста, у нее - на час спектакль. Винни-Пух производства и литературной обработки Кабановой, например, делает по утрам «медовую зарядку». Маленькие зрители просто в восторге от того, как на счет «раз-два» это милое создание уплетает вкуснятину.

- Я не люблю злых героев. Даже Шапокляк у меня - просто старушка, которая на пенсии решила поозорничать. Для компании я ей придумала Толстого Жадину. Чудесный мальчуган!

- Значит, не про вас песенка «Если кукла выйдет плохо, назову ее дуреха...».

- Если плохо выйдет - переделаю. У нас даже Петрушка не дурак. Не красавец, конечно, но девчонки его любят.

Мы сидим в комнате вдвоем, а я, нарушая правила разговора, все время оглядываюсь назад, где ждут своего сценического часа милейшие Поросенок, Тигра и другие забавные артисты. Честное слово, кажется, что они живые.

- А может быть, это так и есть?! - говорит Светлана. - Вы знаете, что игрушки нельзя выбрасывать на свалку? В Японии, например, это кощунством считают, там даже специальный храм стоит, куда сносят отслуживших свой век кукол.

Герой ее романа

На выпускном вечере в северодвинской художественной школе Светлане подарили книгу «Художник. Сцена. Экран». С нее и повело... Привело в Ленинградское училище, на театрально-декоративное отделение. «Кукольных» занятий на курсе было немного, но вела их мастер, которая у самого Образцова работала. Вот и еще одна ступенечка судьбы. Для дипломной работы Светлана делала марионетку - романтического героя к волшебной сказке. И абсолютно неожиданно он получился очень похожим на ее будущего мужа. Поэтому и не сдала она свое любимое творение в архив училища, хотя предложение такое - большая честь для выпускника.

Муж ей достался не такой послушный велению рук, как его кукольный близнец, но очень хороший. Сам он тоже человек творческий - музыкант. Это после трудового дня на заводе. «А еще он отлично готовит и помогает с кукольной механикой, чтобы все двигалось как надо». В общем, похож трудолюбием на папу Карло, роль которого ему приходилось играть в Светланином спектакле.

В разгар творческого процесса квартира Кабановых просто завалена поролоном и другими составляющими производства. От них мусор и пыль. Но домашние не ворчат, потому что понимают и с уважением относятся к работе мамы и жены.

«Тебе легко - всю жизнь в куклы играешь», - услышала однажды Светлана. Объяснять человеку, каких трудов ей это стоит, не стала.

- Мне иногда так хочется поработать уборщицей или на вахте сидеть, носки вязать. Чтобы голова была абсолютно свободной и ничего не придумывала.

Это знакомое чувство обсуждаем вместе. Вроде бы жалуемся друг дружке, хотя отлично понимаем - недельки через две взвыли бы обе от швабры и спиц. И вовсе не потому, что рукам тяжело и платят мало...

Однажды посмотрела Светлана в Архангельском кукольном театре рождественскую сказку «Вертеп». Захотелось такую же в Северодвинске устроить. Быстренько за вечер смастерила партию чертенят. Муж, заглянув ранней ночью на кухню, увидел такую картину: его жена, мать его детей, надев на руки по «полуфабрикату» будущих героев, разными голосами разговор ведет меж ними. «Так», - сказал многозначительно Алексей Иванович и... поддержал компанию.

Сказка - ложь, да в ней намек...

Пришла Светлана в кукольный театр одиннадцать лет назад, когда он назывался «взрослым». Тогда помогал энтузиазм и огромное желание работать. Спустя годы к ним присоединился опыт, а в «Колобке» теперь играют дети.

- Научившись общаться свободно, теперь помогаю одолеть эту науку своим девчонкам. Нет голоса, говорю им, берите нахальством. В хорошем, театральном смысле, конечно. Уверенность в себе - это очень важно.

- Уходя от проблем детства, вы ведь снова к нему пришли. Пятачки, чебурашки, крокодилы... В общем, сказка, а она все-таки ложь, хоть и с намеком.

- Я очень серьезно отношусь к сказке. В ней ни одно слово не написано зря. И философия для взрослых такая, что не сразу и поймешь. А для малышей - простая истина: это - зло, а это - добро. Учись различать.

-И как учеба?

- Очень интересно за малышами наблюдать, как они переживают. Ребенок в эту минуту, как на ладони. Смотрите на него, родители, подмечайте - умеет ли душа трудиться. А как маленькие зрители нас иногда смешат!

Чебурашка говорит:

- Ну, вот я и дома. Что нужно в первую очередь сделать?

- Цветы полить, - кричит хозяйственный малыш.

Жираф на сцену вышел.

- Кто это?

- Корова!

Рожки заметили и сделали вывод. Восторгов - море. Привыкли дети к мультикам, к телепузикам этим глупейшим. А у нас - кукла совсем рядом, ее можно потрогать, она с тобой разговаривает. Жаль только, что зал у «Колобка» очень маленький. Иногда такой рев у касс стоит! Ребенок надеялся на праздник, а билетов на него уже нет.

- Еще раз о сказке. Когда пришла пора ребенка своего приобщать к мировой литературе, открыла я «Красную шапочку», начала читать то, что наизусть помнила. И вдруг страх меня, взрослую тетеньку, взял. Это что же получается: безжалостная мамаша отправляет беззащитного ребенка в лес, где водятся волки. Дальше сами знаете...

- Я тоже не люблю эту сказку. В наших, русских, такого страха нет.

- Ну да! А скоропостижная гибель театрального «однофамильца» Колобка?

- И его нет в нашем репертуаре. Мы ставим только добрые сказки.

Прикольная улыбочка

Четырнадцать спектаклей Светлана придумала и сделала. А недавно ей поступило предложение от нового руководства нашего ЦУМа. Большому кораблю торговли большой символ понадобился. Что это будет - заказчик не уточнил, лишь определился с размером - два метра высотой.

Думала Светлана недолго, гораздо больше времени ушло на пробежку по магазинам - подбирала материал. А потом очень быстро сшила огромную куклу. Пола женского, нрава веселого. Смотрины прошли удачно. «Ах!» - сказал проверяющий. И добавил: «Классно!» Нарекли новорожденную Цумочкой и усадили у входа - улыбаться посетителям. Кстати, делать это она может в нескольких вариантах. Легким движением руки одну улыбочку с куколки можно снять, а другую приколоть. Обыкновенной булавкой.

Ольга ЛАРИОНОВА