Вечерний Северодвинск
Номер от 21 сентября 2001 г.

Подайте, Христа ради!
На улицах города в последнее время стали часто встречаться люди с протянутой рукой. Отношение горожан к ним разное: у кого-то просящий вызывает жалость, сочувствие, а у кого и раздражение. По словам северодвинцев, совсем немногие «попрошайки» на самом деле живут в нищете. Для большинства же это своеобразный бизнес. И удивляться тут нечему: нищенский промысел на Руси всегда был довольно-таки выгодным и распространенным и имеет свою историю.

Уважительное отношение к нищете восходит к культурной традиции христианства. «Кого Бог любит - нищетою взыщет», «Гол да наг - перед Богом прав» - говорили в народе. По уставу святого Владимира нищий попадал вместе с игуменом, попом, паломником в число людей церковных. При Алексее Михайловиче нищие даже жили возле царских хором. Затем отношение к сирым и убогим изменилось. Особенно энергично принялся искоренять нищенство и бродяжничество Петр Первый. Впрочем, почти безрезультатно.

Самый распространенный тип нищенки - «мамаха». Побиралась она с ребенком. Дети брались «напрокат», особенно ценились рахитичные и увечные. При надобности их щипали, тормошили, чтобы громкий рев привлекал внимание сердобольных обывателей. Детей, краденых и своих, даже специально калечили, чтобы вызвать жалость.

Лучше других были организованы «могильщики» и «богомолы». Первые - на кладбищах, вторые - в церквах составляли нищенские артели, выбирали старосту, собирали милостыню в общую кружку.

Появление «сочинителей» связано с попаданием в нищенскую среду грамотных людей. Эта публика имела хороший доход и одета была более или менее прилично.

Продолжать перечень специализаций попрошаек можно еще долго. Легенды (погорели, лишились кормильца и т.д.) как основное средство их работы - явление сложное, восходящее к устному народному творчеству и нередко вбирающие в себя информацию из газет. Здесь нищий выступал одновременно как исследователь и сказитель. Как сказали бы сейчас - занимался маркетингом. Он знал, что мужчина навряд ли подаст «на младенца», но не обойдет «ветерана». Чиновника разжалобит «старуха-чиновница», а купчиха одарит «погибающего студента». Что же формировало и формирует сегодня «спрос»? Во-первых, христианское отношение к слабым, во-вторых, потребность справиться с «роптанием души», особенно той части населения, которая присваивает плоды чужого труда. В-третьих, интерес к ужасам чужой жизни.

Когда же вы идете по улице и к вам протягивается рука просящего, вас, наверное, одолевает сомнение: действительно ли это нуждающийся? Здесь, вероятно, были бы уместны слова мудрого человека, английского писателя Ральфа Эмерсона: «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым».

А как у нас?

Среди жителей Северодвинска был проведен небольшой опрос. Около 60 человек ответили на вопросы. И вот результат.

Самое интересно, что мимо протянутой руки не проходят, в основном, люди, имеющие очень низкий уровень дохода. Можно сказать, сами приближающиеся к группе нищенствующих. Хоть 10 копеек, но они положат в руку попрошайки. Это люди старше 45 лет, большей частью - неработающие пенсионеры. Распространенный ответ-вопрос среди молодых людей и горожан, занимающихся предпринимательской деятельностью: «Это разве нищие?» Гости с Кавказа вместо ответа только ухмылялись. Если говорить про пол опрошенных, то большим сочувствием к нищим проникнуты женщины. 40 процентов интервьюируемых почти всегда дадут «на хлеб» от 10 копеек до 2 рублей.

Очень неодобрительно северодвинцы высказывались о просящих, которые ходят по квартирам. Маленьких попрошаек основная масса отвечающих всерьез не воспринимает. Чувства жалости и сострадания появляются при виде людей преклонного возраста. Беженцам с юга СНГ многие готовы помочь, чем смогут. Но недоумевают, почему их выбор пал на наши далекие и холодные края с не очень-то благоприятным материальным положением горожан?

Татьяна СЕРГЕЕВА