Вечерний Северодвинск
Номер от 13 сентября 2001 г.

Отличник по жизни
Всю жизнь не люблю отличников, но, как на грех, судьба постоянно с ними сводит. В числе самых близких друзей через человека - отличники. По школе, по институту, по работе, а есть и такие, что по всей жизни идут на сплошные «пятерки».

Да, а почему отличников не люблю? С ними трудно. Мало того, что они ничего в полсилы делать не умеют, но они такой же отдачи ждут и от окружающих. Вот потому и хлопотно с ними.

Не благодаря, а вопреки

Если бы жизнь следовала логике, то из мальчика Вовы должен был бы вырасти избалованный сынок. Хотя бы потому, что до него в семье Зинаиды Яковлевны и Семена Федоровича Никитиных родились три девочки: Маргарита, Ольга и Валентина. И наконец-то долгожданный сын! Младший, единственный, конечно, любимец всей семьи. Понятно, что в няньках недостатка не было, но мальчик рос самостоятельный. Когда Володя пошел в школу, достойным примером в учебе были сестры. Его Бог тоже способностями не обидел, да и мудрая мама приобретение знаний детьми ставила на одно из первых мест. Так и переходил младший сын из класса в класс круглым отличником.

А еще все десять школьных лет Володя спешил на репетиции и концерты в Центральный дом офицеров Волгограда. Ансамбль народного танца, куда его тоже отвела мудрая Зинаида Яковлевна, стал еще одной школой, где воспитывалось и трудолюбие, и радость творчества.

Тогда же постигалась одна из жизненных заповедей: от твоего личного участия и отдачи зависит общий успех. Это стало чертой характера.

Право на «четверку»

В год, когда Владимир заканчивал среднюю школу, отменили серебряные медали. На «золото» по школам было распределение сверху. Вот тогда перед выпускным директор вызвала десятиклассника Никитина и сказала в открытую: «Золотой медали нам не хватило, выбирай сам, по какому предмету ставить «четверку» в аттестат». Он выбрал русский язык, и не потому, что сомневался в своей грамотности, просто помнил, что даже маститые писатели признавались в своем несовершенстве в «великом и могучем».

Наверное, эта «четверка» тоже сыграла свою роль: Волгоградский политехнический институт был покорен и пройден от первого до последнего курса студентом Никитиным на «отлично». Кое-кто пользовался его идеальными конспектами при подготовке к сессии, другие консультировались на практических занятиях. И все как должное воспринимали, что у него повышенная стипендия, что как активист и отличник в стройотряд он едет международный - в Болгарию или Чехословакию. Просто это было заслужено.

Как истинного студента не миновала Владимира и работа в качестве грузчика. Вместе с друзьями они сколотили мобильную мини-бригаду и почти все студенческие годы подрабатывали на бондарном заводике. Зато на карманные расходы у родителей никогда не просили.

Поворот судьбы

Каждому человеку в определенный миг судьба дает свой шанс. Пятикурснику Никитину судьба явилась в образе Ивана Петровича Соскова. Будучи замом главного технолога по вооружению на северодвинском предприятии «Звездочка», он отправился в южный Волгоград «сватать» будущих молодых специалистов. И сосватал.

Шесть пятикурсников, в их числе и Владимир, решились ехать на преддипломную практику в город, который даже не был обозначен в те годы на карте. Для него путешествие на Север было по-своему ностальгическим. Родившись в городе на Волге, свои первые семь лет с родителями и сестрами жил на Севере, в том числе и в Анадыре. И хотя испытывали бытовые трудности и помнились морозные зимы, романтика Севера манила.

Хотелось самостоятельной и взрослой жизни, тем более, что ехал он не один, и даже не с товарищами, а с молодой женой Татьяной, которую присмотрел за эти пять лет в своей же родной группе.

Впрочем, кто кого присмотрел, как сказать. Из 25 студентов лишь три особы принадлежали к прекрасной половине, остальные - ребята. Умница, красавица, активистка и просто замечательная девушка Таня решилась поменять свою фамилию: стала Никитина.

Перед отъездом на практику сыграли веселую свадьбу и отправились в свадебное путешествие на южный берег Белого моря. Продолжается это «путешествие» до сей поры - вот уже 27 лет.

«Свидания устраивайте на лавочке»

Третьего июня 1974 года десант волгоградских дипломников высадился в Северодвинске. Уезжали из лета, приехали в весну. В тот год в начале июня на деревьях зеленых листочков не наблюдалось. Когда в отделе кадров решали вопрос с их расселением, Евгений Васильевич Ашуров не нянчился: мальчики в мужское общежитие, девочки - в женское. «Но мы семейная пара», - робко начали молодожены, на что Ашуров ответил: «Вот и хорошо, встречайтесь вечерами на лавочке».

Другие бы, наверно, скисли от первых же трудностей, а эти отправились на поиски квартиры, сняли комнату. Когда же предложили первые три месяца поработать техниками, с радостью согласились. А тут и лето наступило. Было солнечное море, пляж, поездки в лес и на реку. Самый главный плюс - понравились и работа, и предприятие.

Через полгода в кабинете главного инженера Богатырева состоялась защита дипломных работ. Отмечать новый, 1975 год , и получать дипломы Никитины отправились в родной Волгоград.

Первый заместитель главного конструктора

Как и в институте учеба, работа на предприятии стала главным для него делом. Поэтому в конструкторском отделе быстро разглядели, чего стоит молодой специалист. А он, кроме основной работы, занимался общественной, состоял в совете молодых специалистов завода, потом возглавил его, занимался рационализацией и научной работой. Не без его инициативы создали городской совет молодых специалистов и ученых.

Когда Никитина назначили заместителем главного конструктора, первая реакция редактора нашей заводской газеты (я думаю, что это было характерно и для других): «Он же еще очень молодой! И не может быть, чтобы первым замом, есть люди и более опытные». Тем не менее, Никитин был назначен и никто никогда об этом не пожалел.

А следующие его назначения - заместителем главного инженера, начальником отдела гражданского судостроения и одновременно зам. директора по этому направлению, пожалуй, никого уже и не удивили.

Кто «притащил» платформу на «Звездочку»?

Человеческая память так уж устроена, что плохое старается забыть. И сегодня все дальше уходят те девяностые годы, когда зарплата задерживалась на несколько месяцев, когда после очередной выплаты перед людьми стояла дилемма: отдать долги, заплатить за коммунальные услуги или купить мешок макарон?

«Звездочке» в самые трудные годы помог выжить заказ «Газпрома». Сначала речь шла лишь об участии предприятия в строительстве буровой платформы. Потом заявили, что готовы взять «под крыло» весь заказ, а чтобы этого добиться, требовалось участие в тендере. Затея была, на первый взгляд, настолько нереальной, что некоторые в открытую называли ее бредовой. Родилась же эта идея в голове Владимира Никитина- начальника отдела гражданского судостроения. Поддержал его директор «Звездочки» Николай Калистратов. Тендер был выигран, газпромовский заказ помог заводу выжить. И если бы не прервалось финансирование, то самоподъемная буровая платформа давно бы вошла в строй.

Платформа - это один из примеров. У Никитина идеи «рождаются» постоянно, наверно, и потому, что производственные проблемы он «видит» под своим, собственным углом зрения.

В нем не пропал учитель

Жажда делиться тем, что знаешь, у Владимира Семеновича появилась давно. Были времена, когда старшие сыновья ходили в младшие классы, и он ходил в школу, давая уроки занимательной математики. Позднее не отказывался выступить в школе № 17 и в гимназии № 31 с докладами, на Дне науки.

Когда же в 1993 году Никитин защитил диссертацию кандидата технических наук в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (без единого черного шара - опять же на «отлично»), логическим продолжением стало приглашение на работу в Севмашвтуз. С его легкой руки во втузе началось чтение нового предмета - «океанотехника». То, что за этим стоят горы специальной литературы и бессонные ночи, пожалуй, мало кому известно. Зато сейчас этот курс лекций может реально стать первым учебником в России по данной специальности.

Если бы директором был... кто?

Может быть, секрета и не раскрою, но директор «Звездочки» Николай Калистратов год уговаривал Никитина согласиться на должность директора НИПТБ «Онега». И не потому, что ему плохо работалось со своим замом. По-моему, даже наоборот, но в новых экономических условиях нужен был тандем «Звездочки» с наукой. Когда у завода, считай, под боком родной институт, как не использовать его возможности? Главное, чтобы возглавил его человек с новыми идеями, научным потенциалом.

Работа была проведена титаническая, но результат себя опять же оправдал. Москва без вопросов утвердила директором ФГУП «НИПТБ «Онега» Владимира Никитина. Это случилось в 1998 году.

Тандем состоялся. Есть уже и определенные плоды, в числе которых и разработка технической документации на ремонт дизельной подводной лодки ВМС Индии, и впервые созданные в стране проекты утилизации АПЛ классов «Тайфун» и «Дельта-S», разработка инфраструктуры обращения с РАО и ОЯТ на МП «Звездочка» и ДВЗ «Звезда». По сути, НИПТБ стал головным институтом в отрасли по разработке новой документации в этих направлениях.

Будучи самостоятельными предприятиями, «Звездочка» и НИПТБ «Онега» входят в добровольное производственное объединение, решая общие задачи. И тут один из существенных моментов - взаимопонимание директоров.

Как директор о директоре, а скорее, как о человеке Николай Яковлевич как-то сказал о своем коллеге: «Я ценю в Никитине хорошее упрямство, преданность делу, его увлеченность новыми идеями и способностью воплотить их в жизнь».

Если говорить о достижениях...

Этим летом в Северодвинске прошла международная конференция по утилизации атомных подводных лодок. Большая часть всей организационной работы тогда легла именно на НИПТБ. «Онега» ожидания оправдала, так что многие участники дали организационной и содержательной сторонам конференции самую высокую оценку.

А у Никитина снова идея - провести подобную конференцию, но уже по новому направлению. Какому - пока секрет. До поры до времени, своего слова Никитин на ветер не кидает. И находится юбиляр, а именно сегодня Владимиру Семеновичу как раз исполняется 50 лет, в наилучшей творческой форме.

И все-таки еще об одном достижении стоит сказать особо. Когда наша жизнь обретает особый смысл? Тогда, когда есть ее продолжение. Как у настоящего отличника по жизни, у Владимира Семеновича и здесь все по высшей категории: выросли три сына. Старший Петр уже аспирант, живет и работает в Москве, Константин - пятикурсник МГУ, младший Павел пошел в девятый класс. Ему есть с кого брать пример.

Конечно, сам Никитин связывает «успехи» с выбором своей половины - Татьяны Петровны. Что еще можно ожидать от отличника по жизни? Разве что такого же блестящего будущего.

Надежда ЩЕРБИНИНА