Сегодня мой собеседник доктор исторических наук профессор, преподаватель Московского Педагогического университета Федор Александрович Михайловский, автор школьного учебника для 5 класса «История древнего мира», а в начале семидесятых прошлого столетия просто Федя, ученик северодвинской средней школы № 9.
Наша беседа началась с самого обычного для ситуации вопроса:
- Федор Александрович, как вам удалось добраться до нынешнего московского (весьма значительного) «исторического положения»?
- Все своим чередом: школьные годы прошли в Северодвинске, студенческие - в Архангельске, армейские - на Диксоне, учительствовал - снова в Северодвинске и Архангельске, аспирантские и все последующие - в столице.
- А нынче как часто вам случается бывать у нас на Севере? И только ли дела «исторические» вас сюда влекут?
- Ну конечно нет. Я думаю, что поездки человека на свою родину - вещь совершенно нормальная. Но на протяжении многих лет мне приходилось ездить на Север в силу внутренней потребности, ввиду того, что у меня здесь мать, сестра, родственники, ближайшие друзья, предки на кладбище, сам я тут полжизни прожил... Но вот, пожалуй, впервые нынешней весной в родной город меня занесло по делу. Я приезжал сюда в связи с выходом своего учебника по истории древнего мира, чтобы выступить перед учителями города и области. Учебник этот входит в новый федеральный проект, в новую программу, которую реализует и издает издательский дом «Русское слово». С моего учебника начинается курс всеобщей истории в средней школе. Именно пятиклассники приступают к изучению истории как науки. Так что книга эта является в некотором смысле первой основополагающей ступенькой в формировании исторического мировоззрения нынешних школьников. И дело это весьма ответственное...
- А последующие ступени познания истории как-то связаны с первой?
- Разумеется, учебник является начальным звеном целой серии учебников по всеобщей истории с 5 по 11 классы, которые между собой достаточно хорошо согласованы.
- Большинство вещей, о которых говорится в вашем учебнике, носит умозрительный, абстрактный характер. Я полагаю, что ученикам не просто все это себе представить. А можно ли в наше время что-либо из древностей потрогать руками, и приходилось ли вам делать это самому?
- Античная история - наука классическая. А вся Россия в целом, не только наш родной город, но и обе ее столицы, все мы являемся периферией этой науки. Мы не сидим на античном материале. У нас есть только чуть-чуть греков в причерноморье. Вот в раскопках этих греческих городов мне в юности приходилось участвовать. А вообще археологии я отдал довольно много лет своей жизни, но это была как раз археология Севера, археология каменного века. А античный мир был же южнее - там, где Италия... Ну а в советское время о выезде в какой-нибудь Рим, например, или там Афины, разумеется, речи не было. Да и сейчас я за границей, конечно, бываю, но не в античных краях, к сожалению. У нас до сих пор достаточно много специалистов занимаются Римом, а Рима не видели или занимаются Африкой, а в Африке не бывали и т. д. Это, разумеется, большое упущение. Можно, зажмурившись, пожелать и представить себе, что школьники города Северодвинска, изучая историю по моему учебнику, имеют возможность, например, в каникулы съездить на экскурсию в Афины, посмотреть Акрополь, или на Римском форуме побывать, или в древних Помпеях. Это было бы нормально. Естественно, я трогал и держал в руках древние предметы и вещи, которые древнее даже самого Рима и являются ровесниками египетских пирамид. Такого рода штучки валяются и под Северодвинском совсем недалеко. Например, на Кудемском озере есть стоянки эпохи неолита и эпохи бронзы, в раскопках и открытии которых я принимал участие. Нашел я стоянку и в устье реки Солза. В то время (семидесятые, начало восьмидесятых) мы облазили практически всю губернию. Мы - это студенты, аспиранты, энтузиасты, одним словом. Среди этих, так сказать, археологических первопроходцев можно назвать известного сейчас ученого, долго бывшего директором Соловецкого музея Мартынова Александра Яковлевича, ставшего профессиональным археологом. На плотах по Двине и другим рекам, пешком по островам и побережью Белого моря бродил с нами и ныне профессор Михаил Николаевич Супрун, ставший сейчас известным исследователем не только у нас, но и за рубежом благодаря своим работам, причем именно по Северу, по лэнд-лизу. Ну а бессменным руководителем всех изысканий в области глубокой древности остается Анатолий Александрович Куратов, бывший ректор ПГУ, по существу, патриарх археологии и истории родного края.
- В моем учебнике о Библии говорится буквально на второй странице, в качестве примера важнейшего исторического памятника. Ну и, кроме того, Библия пересказывается, цитируется фактически на протяжении изучения всего курса. Есть отдельный параграф о христианстве, который естественно входит в программу. Там я постарался написать все же так, чтобы это не оскорбляло чувства верующих и не звучало бы одновременно религиозной проповедью.
- Федор Александрович, написанию учебника, вероятно, способствовала ваша преподавательская деятельность в Московском Педагогическом университете?
- Да, и не только. В течение 80-90-х годов последнего столетия, помимо МПУ, мне пришлось преподавать практически во всех типах средних и высших учебных заведений. Я долго (около трех лет) читал лекции в физтехе в Москве, работал и работаю с момента основания в Московском институте современного искусства. Два с половиной года преподавал в Российском Православном Университете им. Иоанна Богослова. Что же касается средней школы, то я в общей сложности проработал там более 10 лет. Причем в школе (на Кирпичном заводе под Архангельском) я начал работать, еще учась на IV курсе института. Позже мне доводилось работать в Северодвинске, в Каргопольском районе, в сельских школах, в Москве за последние годы в разных школах - от обычных до самых элитарных, в классах с углубленным изучением истории и без оного, т. е. в преподавательской деятельности практически все было. Ведь учебники - не обычные книги, которые можно написать, так сказать, умозрительно, без всякой практики, без всякой, если угодно, педагогической судьбы и биографии. Помимо самого учебника, мною написана и вторая книга - методическое пособие для учителей, а также составлена программа для изучения курса истории древнего мира.
- При современном развитии и всеобщей компьютеризации было бы неплохо иметь электронную версию вашего учебника.
- К сожалению, сейчас это невозможно. Не существует компьютерного варианта не только моего учебника, но и вообще учебников для средней школы. Причины отставания процесса обучения от новейших технологий, я думаю, общеизвестны. А ведь еще не так много лет назад мне приходилось издавать в фирме «Мелодия» четыре гигантских пластинки как звуковые пособия для школы «Голоса истории живые». Прежде успешно работавшая на нужды школы студия «Диафильм» также распалась. Но не стоит о грустном... Надеюсь, что новые средства обучения на пороге средней школы - были бы деньги...
- А видеофильмы для школы есть?
- Отечественных учебных видеофильмов не существует. В свое время, когда мы были маленькими, в школах обязательно, в каком-нибудь кабинете физики, например, крутили учебные фильмы, в том числе и по истории, но это все черно-белые устаревшие фильмы. На Западе видеоматериалам уделяется огромное внимание. Я тоже считаю, что производство новых учебных фильмов - это как раз то самое дело, которым надо обязательно заниматься и незамедлительно.
- В нашем городе существует многоканальная телевизионная сеть, и во многих северодвинских квартирах дети, и не только дети, смотрят канал Discovery (Открытие), где демонстрируются и исторические фильмы. Но мне кажется, подача истории на канале тенденциозна, особенно история ХХ века показывается явно однобоко, до неприличия умаляется роль нашей страны даже во Второй мировой войне - мы вроде бы и участвовали, но немного и слегка.
- Это, конечно, совершенно правильное наблюдение, мне тоже доводилось смотреть такого рода продукцию. Но здесь надо представлять себе западную систему исторического образования, его структуру. Например, американцы начинают изучать историю с истории своего штата, затем изучают историю США, затем - Америки, а историю остального мира только в той мере, в которой окружающий мир соприкасался с Америкой. Они изучают историю Франции, но только потому, что Луизиана была куплена у Наполеона. Они изучают историю Японии, но не всю, не с древнейших времен, и только потому, что Япония - это нынешний главный экономический соперник США и противник во Второй мировой войне. Россия им интересна только в связи с вопросами об Аляске и Калифорнии, с того момента, когда были установлены дипломатические отношения и налажены какие-то реальные контакты с Америкой. То есть Японию они изучают, а, положим, Индию - нет, потому что она им не интересна, она не касается Америки. История стран, не имеющих контактов с Америкой, в Америке не изучается. У нас, конечно, более фундаментальный, более основательный, более правильный подход к изучению истории, базирующийся на традициях дореволюционной школы. Начало изучения истории с древнейших цивилизаций на Земле, тем более изучение античной греко-римской цивилизации - это совершенно правильный подход для русского человека и вообще для человека европейской культуры. И это важно не потерять.
- Федор Александрович, в завершение нашей беседы что бы вы хотели пожелать землякам в преддверии учебного года и вообще.
- Конечно, я бы очень хотел, чтобы историческое образование в Северодвинске шагнуло дальше вперед, чтобы база была укреплена и в методическом плане, и в техническом, и было бы сделано как можно больше. Северодвинску, который является городом насквозь технократическим, для молодежи сейчас очень важно иметь более широкий взгляд на мир. Важно помнить: образование - залог дальнейших жизненных успехов. Так что усердия вам и удачи. И Бог в помощь!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!