Вечерний Северодвинск
Номер от 16 августа 2001 г.

Любомирас Лауцявичюс:«Я благодарен русской культуре»
На прошедшем фестивале «Созвездие-2001» жюри работало в очень напряженном режиме, и поговорить с кем-нибудь из его членов оказалось очень проблематично. Но помог господин Случай, сведя меня с заслуженным артистом Литвы, кавалером ордена Великого князя Гедеминаса Любомирасом Лауцявичюсом в... архангельском магазине «Океан», где он оказался в поисках нашей прославленной семги.

- Любомирас, скажите, насколько сложной была работа жюри нынешнего фестиваля?

- Могу отметить, что работали мы очень слаженно, дружно. Трудность заключалась в том, что было представлено очень много хороших актерских работ, и выбрать самых достойных оказалось делом совсем не простым.

- Сложно ли судить актера актеру? Ведь возможны элементы и ревности к чужому успеху, и, может быть, хорошей зависти...

- Да нет, зависть тут ни при чем. Бывает так, что фильм очень хороший, и актерская работа на общем фоне выигрывает. А случается, что картина-то откровенно слабенькая, а какой-то актер блистает и купается в роли. И при выборе лучшего важно определиться, режиссер помог тому или иному исполнителю добиться успеха или сам артист мастерски владеет своим ремеслом.

- Перед вами, как перед актером, стоит ли сегодня проблема востребованности в кино? Коснулось ли вас теперешнее малокартинье?

- Конечно. Тем более, что я теперь считаюсь заграничным киноактером. Во времена Союза все было легко и просто. А теперь мой вызов стоит денег, виза, гостиница - за все нужна валюта. Если роль написана специально для меня, то, конечно, никто перед расходами останавливаться не будет. А если эту роль может сыграть русский актер, то предпочтение, конечно же, будет отдано ему. А учитывая, что в стране снимается картин мало, то проблема занятости становится действительно очень острой.

- Любомирас, после развала Советского Союза лично вы почувствовали какую-то неприязнь к русским?

Нет, никогда. Я родился в 50-м году. В жизни приходилось работать и с русскими, и с латышами, и с евреями. И ни у меня, ни у них даже мысли о какой-то вражде не возникало. Сейчас я вспоминаю и Москву, и другие республиканские студии. И воспоминания эти - самые ностальгические, они предстают в самом хорошем свете. Тогда все стремились делать кино как настоящее искусство. И, если нашему поколению что-то в этом плане удалось, то мы можем испытывать только чувство благодарности к русскому народу, к его могучей культуре, к великой российской киношколе.

Александр ГУЗНИЩЕВ