Вечерний Северодвинск
Номер от 13 августа 2001 г.

Тайны Стоунхенджа 2
Две недели назад «Вечёрка» в № 30 от 27 июля напечатала любопытный материал Ильдара Хабибуллина, озаглавленный «Тайны нашего Стоунхенджа». Публикация, как выяснилось, имела большой успех у молодежи Северодвинска и Архангельска. Но, самое главное, история имела продолжение.

Ильдар Хабибуллин - старшекурсник отделения журналистики Поморского государственного университета. У нас он проходил практику. Серьезный и обстоятельный студент покорил нас основательностью своего подхода к делу. И темы, которые он поднимал в газете, отличались либо не заезженностью, либо необычностью угла зрения. Вот и материал о тойнокурском Стоунхендже был из этой серии.

Суть его коротко вот в чем. Одна северодвинская парочка была вынуждена пешком прогуливаться от Цигломени в сторону Архангельска. На берегу речки Исакогорки, что тучет у деревни Тойнокурье (между прочим, здесь находится родительский дом архангельского губернатора Анатолия Ефремова), они увидели бетонное сооружение, сильно напоминающее древнюю кельтскую святыню - Стоунхендж. Конечно, сооружение под Тойнокурьем строилось по чисто утилитарной необходимости. Оно предохраняло мачту ЛЭП от льдин во время весеннего разлива. Со временем опору демонтировали, а конструкция из бетонных балок осталась.

Ольга, так звали путешественницу, предположила, что, поскольку сооружение напоминает Стоунхендж, то оно тоже должно обладать магической силой. На что ее спутник заметил:

- Нет там ни черта, в железобетонке этой.

И тут на путешественников пролился сильный дождь, поднялся сильный ветер, засверкали молнии, хотя еще минуту назад небо вокруг оставалось чистым. Пришлось Александру просить у камней прощения. После его слов: «Погорячился я, извиняюсь!» - все тут же успокоилось.

В общем, история у Ильдара получилась что надо. Но где-то в глубине души, согласитесь, каждый из читателей принял все сказанное за выдумку. Я поступил точно так же. Однако на днях мне рассказали такое...

- Помнишь, вы в «Вечёрке» про Тойнокурье печатали? Там про камни... - мой сын Владимир как-то загадочно улыбался.

- Помню. На сказку похоже...

- Нет! Это все чистая правда!

- Откуда ты знаешь, сам проверял?

- Конечно. Мы с друзьями возвращались на 138-м автобусе днем в понедельник, 30 июля, из Архангельска. Проезжаем мимо того места, где, как вы написали, тойнокурский Стоунхендж находится. Я возьми и процитируй вашего героя. Дескать, фигня это все на постном масле. Тут я не помню как задремал. Проснулся от того, что в открытую форточку хлещут потоки дождя. И не просто хлещут, а конкретно по моему лицу. Я тут же вспомнил про вашу статью и извинился перед камнями. И что бы вы думали? Дождь тут же прекратился. Солнце сияло, как будто ничего и не было. Друзья никакого дождя не заметили. Я уж подумал, что мне это привиделось, но факт, что лицо и футболка оказались влажными.

- Эк тебя угораздило. А может это были брызги шампанского из проезжавшего навстречу свадебного кортежа?

- Вот поедем в Архангельск, сам убедишься.

В Архангельск ехать нам довелось очень скоро. 3 августа мы с сыном спешили на «Икарусе» 133-го маршрута к железнодорожному вокзалу, чтобы отправиться в поездку к родственникам. Автобус уже втянулся на мост через речку Исакогорку.

- Сейчас я этим камушкам скажу кое-что.

- Не вздумай. Нам еще ехать и ехать...

Но было уже поздно. Владимир высунул язык и подразнил бетонную конструкцию. Я внимательно осмотрелся. Где-то высоко вверху висели облака. Не дождевые. Солнце отсвечивало ближе к западу. Молнии не сверкали, вода с неба не лилась.

- Да, разрушил ты, дружок, сказку. Видишь, даже ни капли не упало, - я поворачиваю голову к лобовому стеклу. - О, Боже!

Мелкие капельки влаги начали методично оставлять следы. Их количество росло. Вот уже заработали дворники.

- Извиняйся, быстро. Нам еще ливня не хватало, - требую у сына.

- Ха-ха! Не буду.

И ведь не стал. Но ливень так и не пролился. Лишь немного покапало. Лениво. И перестало.

Дождь начал мочить нас едва мы вышли из автобуса на архангельском автовокзале. Правда, капель тоже была несильной. И сопровождала она нас, до самого железнодорожного вокзала. Но стоило нам укрыться в зале ожидания, как все намеки на небесную сырость тут же прекратились. И только мы вышли на перрон для посадки в вагон, как с северо-запада поползли низкие тучи.

- Сейчас начнется, - прокомментировал ситуацию сын - но мы уже сидели на местах, согласно купленным билетам. Пусть теперь льет. Однако грозные тучи как-то подозрительно резво убрались туда же, откуда и пришли.

И стало понятно: с тойнокурским Стоунхенджем шутки плохи. А береженого Бог бережет.

Юрий ЗОРИН