Вечерний Северодвинск
Номер от 13 августа 2001 г.

Техника жизни в мирное время
Некого не обожгло в «горячей точке» мирного времени, давно объединились в общественные организации боевых братьев. А в мае этого года открылся в нашем городе центр социальной и психолого-педагогической реабилитации участников военных конфликтов. Мы уже рассказывали как и кем разоренный дом № 55 по ул. Советской был приведен в очень приличное состояние. Пришло время поговорить о работе центра.

Его директор, Олег Ахмадулин, заместитель, Юрий Блинов, и вся мужская часть коллектива - бывшие офицеры. Потому и обстановка соответствующая. К месту встречи подходят минута в минуту, в разговоре кратки, в самооценке строги. «К нам приходит люди со своими болячками. Мы пытаемся их лечить. Пока успешно». Уже устроено на работу несколько десятков солдат запаса - с кадровиками «Звездочки», Севмашпредприятия, «Арктики», «Полярной звезды» налажены связи. Несчетное количество раз получали молодые люди бесплатные юридические консультации. Около 400 тысяч «боевых» помогли вернуть тем, кто воевал. Недавно организовали встречу с руководителями вузов города. И теперь уверены, что у «контингента», всерьез решившего учиться, проблем с поступлением не будет.

На деле проверив, что центр создан для них, сюда каждый день приходят бывшие солдаты. В единственном пока компьютере уже более 600 имен. Помочь стараются каждому, как бы ни называлась его война. Поэтому не отказывают ни ветерану второй мировой, ни матери погибшего в Афгане.

Добрых дел уже много, планов - еще больше. Предстоит обустроить в центре часовенку. Дооборудовать тренажерный зал, блок психологической разгрузки до ума и эстетической завершенности довести. Достать технику для компьютерного кафе, уже радующего глаз дизайном. А самой главной проблемой сегодня считается отсутствие психолога. Он обязательно будет, когда городское управление образования, под чьим руководством оказался центр, утвердит штаты. Тогда, наверное, и с финансами полегче станет. А пока специалисты, оформленные на полставки, вторую ее половину компенсируют энтузиазмом.

Профессия у Натальи Левкиной по нашим временам пока еще редкая - социолог. Говорит, что попала на только что открывшийся факультет Севмашвтуза совершенно случайно, и, как время показало, угодила «в точку». Училась с удовольствием.

- Особенно интересным был 1996 год. Третий курс, студенческие «капустники», вечеринки. Весело проводили время. А потом пришли мои сверстники с войны и сказали: «Мы в это время кровь проливали». В тот момент поняла, что ничего мы, студенты, против войны не сделали, если и протестовали, то только поодиночке, у телевизора. И для себя решила - пусть позже, но чем-то помогу.

Помогала, как могла, общественным организациям «Грозный» и «Град». А для дипломной работы выбрала тему «Некоторые проблемы социально-психологической адаптации к мирной жизни бывших участников вооруженных локальных конфликтов».

Бывшие участники делились проблемами и терпеливо отвечали на вопросы Наташиной анкеты. Причем, по разделу о войне рука у них летела, не останавливаясь, а над тем, что было до нее, многие почему-то задумывались. Словно забыв, каким раньше был мир.

В марте этого года Наташа пришла на работу в центр, что считает самой большой удачей. С «реабилитантами» на «ты» - так проще, да и разница в возрасте не велика.

- Хотя эти ребята не по годам взрослые. Слишком взрослые. Они смотрят на мир не так, как их не воевавшие сверстники. Отлично понимают, что на блюдечке с голубой каемочкой никто ничего не принесет. И отношение к жизни у них более скептическое. Особенно у участников первой чеченской войны. Сначала их возносили, как героев, потом чуть ли не убийцами-мародерами стали считать. Теперь, правда, такого уже нет.

- Наверное, немало боевых историй тебе довелось услышать?

- Нет. Они не любят рассказывать о войне. Наверное, потому, что считают: кто там не был, тот все равно не поймет, что это такое. Для них понимание - самое главное. Говорят: «Не надо жалеть и сочувствовать. Поймите нас».

Социология изучает общество, пытаясь смотреть на него со стороны. Интересная наука, но Наташа теперь твердо знает - строго научная работа не для нее. И не жалеет, что отказалась от места в аспирантуре. Она помогает обществу исправлять ошибки. Вместе с единомышленниками - работниками военкомата, без поддержки которых не обойтись, общества «Знание», обучающего бывших солдат на курсах бесплатно, и многими другими.

Ей очень важно знать об успехах своих подопечных, и вовсе не обязательно при этом слышать от них «спасибо».

Иногда бывают и обиды. Немного льгот государство дало молодым «чеченским» ветеранам, а одну из них в очередной раз подписал мэр Северодвинска: бесплатный проезд в автобусе для неработающих. Но если человек устраивается на работу, из списка его вынуждены вычеркнуть. После чего некоторые приходят с претензией: «Я что, зря воевал?» В таких случаях Наташа почему-то чувствует виноватой себя...

- Они очень разные, наши ребята. Есть хорошие, а есть... очень хорошие.

- Предложений поближе познакомиться наверняка уже немало поступало?

- Были, но я отказываюсь. Это моя работа. Любимая.

В том, что ее всегда будет много, Наталья Левкина уверена, даже если придет в Чечню долгожданный покой: «Человечества всегда пытается создать мир с помощью оружия».

Да и мирная служба нынче не безопасна. Своему младшему брату Наталья всегда твердила: армия сделает из тебя настоящего мужчину! Сегодня ему 17 лет, а сестра в правоте своих слов уже не так уверена.

Ольга ЛАРИОНОВА