Зимняя вишня
Номер от 1 апреля 2011 г.

Как любить своего ребенка по-христиански
О том, что есть подлинно христианская любовь матери к ребенку, рассуждает мать Мария (Скобцова) в своей работе «Типы религиозной жизни», от 1937 года. Говоря о Евангельском типе духовной жизни, она отмечает, что нельзя подлинно любить человека, не любя Бога.

ПРИВЕДУ далее пример, на котором она поясняет это утверждение.

«Вообще в мире существуют две любви – берущая и дающая. И это распространимо на все виды любви – не только к человеку. Каждый может любить друга, семью, детей, науку, искусство, Родину, свою идею, себя, даже Бога – с двух точек зрения. Даже те виды любви, которые, по всеобщему признанию, являются самыми высшими, могут носить двоякий характер. Возьмем для примера любовь материнскую. Мать может зачастую забывать себя, жертвовать собою ради своих детей – это еще не обеспечивает ей христианской любви к детям. Надо поставить вопрос, что она в них любит. Она может любить отражение себя, свою вторую молодость, расширение своего личного «я» в других «я», которые становятся отграниченными от всего остального мира «мы». Она может любить в них свою плоть, черты своего характера, отраженные в них свои вкусы, продолжение рода. И тогда непонятно, в чем принципиальная разница между эгоистической любовью к себе и якобы жертвенной любовью к своим детям, между «я» и «мы».

Все это есть похотливая любовь к своему, ослепляющая зрение, заставляющая не замечать остального мира, не своего. Такая мать будет думать, что достоинства ее ребенка несравнимы с достоинством других детей, что его неудачи и болезни гораздо мучительнее, чем у других, и, наконец, что можно иногда и пожертвовать сытостью и благополучием чужого ребенка, чтобы добиться сытости и благополучия своего собственного. Она будет думать, что весь мир (в том числе и она) призван служить ее ребенку, его кормить, поить, воспитывать, разглаживать перед ним все дороги, отстранять всякие помехи и всяких соперников. Это есть вид похотливой материнской любви. И только та материнская любовь, которая видит в своем ребенке подлинный образ Божий, присущий не только ему, а и всем людям, но отданный, как бы порученный на ее ответственность, который она должна развить и укрепить для всей неизбежной на христианском пути жертвенности, во всем перед ним лежащем крестном подвиге христианина, – только такая мать любит своего ребенка подлинной христианской любовью. От этой любви она будет более зряча к бедам других детей, более внимательна к их беспризорности, ее отношение от наличия христианской любви в ее сердце станет отношением во Христе ко всему человечеству».

В этих словах есть над чем поразмышлять. Ведь заповеди Христа о любви к Богу и о любви к человеку – это главные заповеди, через которые раскрываются все остальные.

Виктория Ленина