Зимняя вишня
Номер от 11 марта 2011 г.

Моя любимая свекровушка
В декабрьском номере «Зимней вишни» была статья «Мама моего мужа». Она мне в сердце врезалась, и я села за это письмо.

У нас в деревне никто не живет со свекровью, а я одна уже 37 лет живу. Сама я всю жизнь работаю в школе, являюсь активисткой-общественницей. Когда у нас с мужем дети были маленькие и болели часто, всегда выручала моя любимая свекровушка Анна Прохоровна Нураева.

Я люблю слушать ее воспоминания о жизни, о войне. Она многому меня научила. Помогла воспитывать моих детей. Я благодарна моей свекровушке за ее ласку, доброту. Она никогда плохого не говорит, а только подсказывает и учит. Раньше моим детям вязала носки и варежки, водила в детский садик. Я 15 лет проработала в пионерском лагере старшей вожатой, так моя свекровушка все водилась с детьми.

Росла Анна Прохоровна в большой семье, но из пятерых детей выжила только она. С восьми лет помогала по дому, доила корову. В колхозе было нелегко, особенно в войну. В годы войны основной рабочей силой в деревне были старики, женщины да подростки, - вспоминает свекровь.

Когда началась война, она едва окончила 4 класса. Как сейчас она помнит тот день, 22 июня 1941 года. Сельчане, собравшись возле конторы, по радио слушали выступление министра иностранных дел В. М. Молотова, который объявил о начале войны с Германией. Мужчины, не дожидаясь повесток, стали собираться в дорогу. Провожая родных на фронт, плакали их жены, дети. Но надо было как-то жить. Девчонок послали пасти телят, ухаживать за ними. Анюшка пошла на лесозаготовки. Сами в лесу строили бараки, столовую, баню, спали все вместе на нарах, - вспоминает она. Отапливались бараки буржуйками. Работали здесь и жители соседних деревень. Сколько вместе пережито. Рубили лес, вывозили его на лошадях. Одеты были кто во что, на ногах лапти. Очень мерзли ноги. И еды не было, - 100 г хлеба – вот и все. Летом было легче, питались ягодами и жарили грибы, пили чай из трав. Но выжили, дождались Победы. 9 мая все от радости плакали и стали обнимать друг друга.

Жизнь потихоньку начала налаживаться. Но и после войны было нелегко. Надо было платить налоги 500 рублей, с каждого дома, 100 штук яиц, 40 кг мяса (найди хоть где, если своего нет), 150 л молока на сезон, 100 г шерсти за одну стрижку. Вот так.

После войны Анна Прохоровна работала в колхозе имени Буденного дояркой. Имеет много наград. А в период посевной ее всегда назначали поваром, готовила она отлично.

28 января моей свекровушке исполнилось 83 года. Здоровья тебе, родная мама, и семейного тепла.

Вот такая у меня свекровка. Я горжусь ею, она ветеран и труженик тыла. На все праздники дарю ей подарки. В Новый год у нас традиция – я ей покупаю новые вещи и одеваю в бане.

Не верю, что в статье «Мама моего мужа» свекровь такая уж плохая, просто к ней надо прислушиваться, и нужна ей квартира.


Свекровушка

Солнце красное

за реченьку садится

Золотятся у церквушки

колокола.

Что тебе, моя свекровушка,

не спится,

Что ты, милая,

всю ночку не спала.

А мы с тобою, как подружки,

Сядем рядом за столом

Да чайку попьем из кружки,

Да поговорим о том о сем.

А мы с тобою, как подружки,

Обе любим одного

Я люблю своего мужа,

А ты сыночка своего.

Мая Микусевна Нураева, Свердловская область.