Зимняя вишня
Номер от 11 марта 2011 г.

Миражи
Как-то раз в одном из развлекательных телевизионных шоу плакала женщина, которая недавно отказалась от очередного ребенка. Ее муж сильно пил, употреблял наркотики. Оказалось, что и она сама не прочь пропустить рюмку-другую, а если возможность есть, то и забить «косячок» не откажется. И вот сейчас, сидя перед камерами, она плачет, говоря о своей тяжелой судьбе, о том, что никто ее не понимает.

Учителя в школе всегда относились к ней предвзято, подруг никогда не было, родители от нее давно отказались. Сама она уже несколько раз проходила лечение в наркологическом диспансере. В промежутках между курсами лечения умудрялась забеременеть и даже родила двоих детей. «Правда, я их обоих «сдала» в интернат, неполноценные они, - рассказывает героиня, - у одного ручка и ножка какие-то недоразвитые, пальчиков нет, да и в развитии сильно отстает. А другой вроде бы и ничего сначала был, а потом оказалось, что у него детский церебральный паралич и какая-то мудреная болезнь почек. Так что зачем они мне такие-то? Вот государство пусть их и воспитывает. У меня и условий особых нет для того, чтобы их лечить и содержать… Мне тут знакомая одна советовала их все-таки забрать. Как-никак пенсия по инвалидности какая-то будет, все деньги. Но я подумала, что деньги - это, конечно, хорошо, да только с таким «довеском» кому я еще буду нужна? Тут самой бы как-нибудь пристроиться. И за что мне такое наказание?!».

Зависимость

Об алкоголизме сказано уже немало, написаны целые тома книг по этой проблеме и изучена не одна поломанная жизнь человека, который знает «зеленого змия» в лицо. Пьянство в России является даже некоторой «гордостью». Возьмите любой анекдот, где только русский может выпить ведро водки, не закусывая, посмотрите какой-нибудь западный фильм, там тоже наши соотечественники «отличаются» в искусстве пития, да и отечественные фильмы с удовольствием смакуют застольные сцены. Все с экранов кажется смешным и преувеличенным, ведь герои все равно красивы, пусть немного смешны, но не безобразны (как, например, дядя Вася из соседнего дома, который давно живет тем, что на помойках найдет). И пьют они из красивых бокалов, а едят из красивой посуды. Что же тут плохого? К сожалению, когда мы смотрим подобные фильмы и смеется над шутками об алкоголиках и наркоманах, то и сама частая выпивка или баловство «легкими» наркотиками становятся для человека обычным времяпрепровождением. Для него пить или употреблять наркотические вещества каждый день становится нормой.

Вообще-то, женщины способны намного лучше скрывать свой алкогоголизм и даже наркотическую зависимость, чем мужчины. Даже обращаясь к врачу с проблемами, причиной которых и были эти пагубные привычки, они жалуются на депрессию, усталость, стресс или проблемы в семье, школе, на работе. Все эти причины лечат небольшими дозами транквилизаторов или седативных (успокаивающих) средств. Женщину подробно, как правило, не расспрашивают, и настоящая проблема так и остается неразгаданной.

Двойная жизнь

В обществе к пьющей женщине, а тем более употребляющей наркотики, относятся резко отрицательно. Если мужчине этот «грех» прощается, то на женщину выплескивается презрение окружающих, к ней автоматически начинают относиться, как к распущенной, неуправляемой и даже сексуально опасной. Предполагается, что хронический алкоголизм не лишает мужчину мужественности (хотя это очень спорный вопрос), а вот что касается женщины, то тут ее женские качества ставятся под сомнение. От женщины требуют моральной чистоты во всех отношениях. Валентина, которая в прошлом злоупотребляла алкогольными напитками и иногда употребляла наркотики, говорит, что как только друзья начинали разговор о ее частых выпивках, она тут же «забывала» их, переставала с ними поддерживать всяческие отношения. Почти 25 процентов зависимых женщин продолжают спиваться только по той причине, что клеймо, которое «ставится» родными, близкими, знакомыми и т. д., настолько позорно, что все это препятствует лечению. Ведь признать себя зависимой от алкоголя и наркотиков равнозначно дать право толпе судить тебя всенародно.

Плен

Хронический алкоголизм и пристрастие к наркотикам подобно тюремному заключению. Болезнь полностью правит вашей жизнью, и вы в ее руках, как тряпичная кукла. Это она диктует вам ваше поведение, поступки, руководит вами в выборе партнера, заставляет отказываться от всего того, что раньше вам было очень дорого. Для вас все перестает иметь значение, кроме удовлетворения своей болезненной страсти. Скорее всего, имея проблемы подобного рода, вы становитесь настоящей обузой для своей семьи, вносите в нее раздоры и хаос. В конце концов, вы понимаете, что лучше всего уйти из дома, чтобы «отдаваться» полностью своей болезни где-нибудь в одиночестве или кругу людей, которые вас «понимают» и услужливо могут «угостить» дозой или преподнести стопку горячительного. Но даже и в этом случае ваша болезнь все равно оказывает разрушительное действие на вашу семью, вашу жизнь и, конечно же, на ваше чувство собственного достоинства. В какой-то момент вы понимаете, что вам тяжело прибрать в доме, постирать белье, просто сходить в магазин за хлебом. Простейшие функции, которые вы раньше выполняли с легкостью, стали для вас почти недоступны. Если вы молоды, то вы бросаете детей, рвете отношения с мужем и вступаете в беспорядочные связи, круг общения становится все более узким, и вы опустошаетесь эмоционально.

Кто становится мишенью

Женщины, которые становятся хроническими алкоголичками и наркоманками, отличаются не только от других женщин, но и от мужчин, которые страдают таким же недугом. Женщины считают, что они намного «хуже», нежели их собратья по несчастью мужского пола. Они больше не верят в будущее, надежда покинула их, при этом они испытывают огромное чувство вины и чувство ответственности за все происходящее с ними.

Чаще всего начинают пить и колоться женщины, которые сами родились в семье алкоголиков или наркоманов, у которых никогда не было теплых отношений хотя бы с одним из родителей, для кого ежедневные драки и поножовщина были нормой. Нередко в их семьях были психически больные люди, встречались случаи самоубийств и сексуальных домогательств. Почти 70 процентов пьющих и употребляющих наркотики женщин в детстве или подростковом возрасте стали жертвами насилия. Валентина рассказывает, что ее мать и старшая сестра прочно «сидели на игле», их дом никогда не был похож на дом в том смысле слова, к которому мы привыкли. «Уже с трехлетнего возраста меня моя мать стала продавать за дозу цыганам. Они носили меня на рынок и заставляли просить милостыню. Я всегда была голодной, у нас дома на стенах не было обоев и на постели, которая страшно воняла, не было никакого белья. Однажды, придя к своим соседям в дом, я очень удивилась, что у них есть вилки, раньше я даже не догадывалась о существовании такого столового прибора. Меня часто били. А когда я подросла, то подумала: а почему бы и мне не попробовать облегчить себе жизнь? Вот и попробовала. Алкоголь, сдобренный наркотиками, на самом деле смог немного заглушить душевную боль, которую я чувствовала всегда. Очень быстро я поняла, что стала такой же, как мать и сестра, но все же оправдывала свое пагубное пристрастие словами: «Вот вам бы такую жизнь, как у меня. Еще неизвестно, что бы вы стали делать. Небось, тоже бы запили! Я с горя пью!».

Пьющие женщины, как и наркозависимые, не осознают, что наркотики и алкоголь стали уже давно для них самой настоящей проблемой. Они смотрят на них, как на волшебную палочку, которая хотя бы на короткое время, но дает возможность уйти от грубости, насилия, боли.

Почти конец

«Когда я поняла, что, выходя из дома, я не всегда могу вернуться назад, могу проснуться в канаве, в канализационном люке, под каким-то забором, то перестала покидать свое жилище. Сидела перед телевизором (потом его конфисковали за неуплату коммунальных услуг) и в руках у меня был самый дешевый сотовый телефон. Все это время я пила. Скромная пенсия по инвалидности (у меня к тому времени был уже целый букет всяких болячек) этому способствовала. Я много спала, а потом заметила, что потеряла чувство реальности. Я не знала, день сейчас или ночь. Позднее мне сказали, что это и был тот самый алкогольный психоз, которого все боятся». На самом деле женщины, которые находятся даже в таком состоянии, как Валентина, далеко не всегда обращаются за помощью. Для того чтобы это произошло, нужно какое-то из ряда вон выходящее событие. Иногда достаточно чтобы кто-то из ваших родственников просто протянул вам руку помощи. Даже тогда, когда вы считали, что вы уже для всех умерли. Так случилось и с Валентиной. Ее отец, который уже давно перестал с ней поддерживать отношения, приехал к ней в один из самых ее тяжелых дней. Подождал, когда она протрезвеет, а потом предложил ей лечение. И она неожиданно для самой себя вдруг согласилась.

Путь из пропасти

Избавление тела от химической зависимости – это только маленькая часть той работы, которую нужно проделать для освобождения от пагубной привычки. Конечно, очищение тела от токсических веществ удовольствием не назовешь, но это только самый легкий этап лечения. Главная задача - это освободить свой мозг от желания употреблять их. В процессе восстановления человек очень часто заново переживает боль, которую он пытался заглушить состоянием опьянения. Когда вы по-настоящему выздоравливаете, то понимаете, что перед вами другая реальность, вы уже давно выросли и можете быть ответственным за все свои поступки.

Е. Харланова, психолог