Зимняя вишня
Номер от 2 октября 2010 г.

Жалость – это слепая любовь
Жалеть, жалость - это слова, которые как бы проходят через нашу душу. Иногда наша душа «щемит» или «сжимается» от жалости к кому-то, и мы делаем все возможное, чтобы помочь, пожалеть. А может ли жалость навредить? «Жалость - это слепая любовь, она только вредит человеку», - так говорила моя мудрая бабушка, воспитавшая меня. Я раньше об этом не задумывалась, не придавала значения, что прежде, чем пожалеть, нужно подумать, а не навредит ли моя жалость этому человеку, пока не столкнулась с этим сама.

У моих знакомых есть ребенок, который в одиннадцать лет не знает букв, не умеет писать, хотя учился в школе. Его то переводили, то оставляли на второй год, но результат один. Ребенок в наш двадцать первый век не приспособлен к современной жизни, он скоро вырастет, куда он пойдет работать, если даже с высшим образованием люди не могут устроиться. Оказалось, что у ребенка диагноз ЗПР (задержка психического развития) и ему нужна специализированная школа-интернат, где занимаются с каждым ребенком психолог, логопед, воспитатель, и уроки проходят в другой форме. Закончив такое учебное заведение, человек может поступить в училище, получить специальность. Но педагоги этой школы так и не убедили родителей, что в интернат не нужно «сдавать» ребенка, и никто у них его не отберет, и это совсем не стыдно. В данных условиях интернат - это специализированная школа, которая нужна ребенку. Родители же об этом и слышать не хотят. Не «тянет» школьную программу - пусть дома сидит, жалко отдавать в казенные стены. А не жалко, когда, уже став взрослым, человек не сможет даже расписаться? Не жалко, что в жизни он будет чувствовать себя ущербным? Где он будет в дальнейшем работать? На что жить? Вот потому, что жалко, ребенок и должен учиться в специализированной школе. Учиться читать, писать, жить в коллективе, и родителям нужно приложить немало усилий, чтобы убедить ребенка, что ничего в этом страшного нет, что это просто другая школа, а не запугивать и своей слепой жалостью, калечить судьбу маленького человека.

Еще один пример. Работая в школе, мы, учителя, ходили к детям, которые не могут обучаться в школе по состоянию здоровья, обучали на дому. Среди таких детей был мальчик, который ничем серьезным не был болен. Напротив был здоровым, умным, жизнерадостным ребенком, но мама как-то умудрялась брать справки о разных неправдоподобных диагнозах. Зачем ей это было нужно? У нее был страх. Двое предыдущих детей заболели и умерли, и теперь она панически боялась отпускать своего сына дальше порога. Слушая педагогов о том, что мальчику нужен опыт общения со сверстниками, нужно развивать себя как личность, ни в какую не хотела отпускать юношу дальше собственного порога. Мальчик закончил школу на отлично, поступил в техникум (расположен на этой же улице, где жил мальчик), но мама ходила за ним по пятам. И все равно это не оградило его от дурного влияния. Он познакомился с сомнительной компанией, попал в тюрьму, не проучившись и года в учебном заведении. Слепая любовь сломала жизнь человека.

Еще пример. Заходят в автобус бабушка с палочкой в одной руке, с сумкой в другой, а рядом 12-летний внук. Бабушка и говорит: «Садись, я постою (одно место в автобусе), - и как бы оправдываясь. - Ребенок же, жалко». И он садится. А потом мы жалуемся, говорим, что нет уважения к старшим. От кого же наши дети этому научатся, как не от нас самих? Каждому из нас хочется видеть своих детей счастливыми и успешными, так давайте слово «жалеть» применять по назначению, и не надо путать со своими страхами, сомнениями, стыдом, чрезмерной опекой и эгоизмом, может быть, тогда и будут счастливы те, кого мы так сильно любим. Или я не права?

О.А. Манушкова, г. Белогорск