Сиди дома
Номер от 17 мая 2007 г.

«Сколько дел и хлопот - ах, спаси Аллах!»
Вот и подоспели дачные хлопоты: семена, рассада, парники, копка огорода - как все успеть? (И Аллах здесь, конечно, ни при чем). Увы, по нашему хотению сутки не удлинятся ни на минуту. Но вот втиснуть в них больше того, чем вы успеваете сегодня, вполне возможно.

ПЕРВО-НАПЕРВО надо продумать план предстоящего дня накануне. Распишите в уме или на листочке бумаги (лучше всего вести ежедневник) весь день с утра до вечера по часам, скомпоновав дела по времени и месту - так вы четче увидите картину завтрашних забот. Мы часто упускаем мелочи, забываем о них, а именно они удлиняют наш трудовой день, переползают из одного дня в другой. Поэтому не поленитесь внести в свой план и такие, вроде бы незначительные вещи: позвонить, договориться, купить, вернуть и т.д.

Выбирайте приоритеты

Определитесь, какие дела из запланированных для вас:

- самые важные и самые срочные - их нужно выполнить сегодня во что бы то ни стало;

- важные, но не очень срочные, но их желательно сделать сегодня;

- важные, но их можно сделать и завтра, если сегодня не будет возможности.

Выполняйте все намеченное именно в этой последовательности, но не наоборот. Многие предпочитают браться сначала за самые легкие задачи из списка, переходя постепенно к более сложным и нежелательным для вас. И часто получается, что на такие дела (которые, порой, так не хочется делать), к концу дня нет ни сил, ни времени - они оказываются незавершенными и автоматически переходят в список следующего дня (делать-то все равно надо).

«Жаворонок» вы или «сова» - будут спориться дела

Кто-то из нас легко поднимается в шесть утра и с удовольствием трудится всю первую половину дня, но к вечеру совсем выдыхается и не способен хоть что-либо сделать. Кто-то, наоборот, лишь к полудню начинает осмысленно воспринимать окружающий мир, и для него самое продуктивное время - вечер. А в какое время вы наиболее эффективно справляетесь с делами? Зная это, распределите нагрузку так, чтобы наиболее сложные для вас задачи выпадали на те часы, когда вы наиболее активны и трудоспособны. А мелкие, незначительные дела оставляйте на потом, когда ваши силы идут на убыль.

Не в тягость, а в радость

Учеными давно доказано, что небольшие перерывы на отдых в течение трудового дня ни в коей мере не расслабляют нас, а напротив, способствуют сохранению работоспособности. Лучше прерываться на 15-20 минут каждые 1-2 часа, чем делать один большой перерыв, спустя 4-5 часов работы. Разбейте свой день на равные периоды, к примеру, по два-два с половиной часа (в зависимости от ваших сил и возможностей, от характера работы) и делайте перерыва на то, чтобы выпить чашечку чая, полежать на солнышке или размяться - словом, отдохнуть немного.

Научитесь говорить «нет!»

Это далеко не так легко, как кажется. Но необходимо, если вы хотите все успеть. Скажите «нет» своим привычкам, поглощающим массу времени (многочасовым сидениям перед телевизором, например), скажите «нет, не сейчас» своей подруге или соседке, обожающим вести бесконечные разговоры ни о чем по телефону, - да мало ли где и когда мы тратим впустую уйму времени. И все потому, что в нужный момент не смогли сказать «нет» себе или кому-то.

Нет предела совершенству

Это действительно так. Бывает, вы выполняете какую-то работу, и вам никак не удается ее завершить просто потому, что все время кажется, что сделанное - не идеально, и вы доделываете, переделываете, и конца и края этому не видно. Желание сделать работу безупречно может превратить вашу жизнь в сплошную кабалу. Умейте остановиться и поставить точку. В конце концов что важнее для дела: продолжать поиски идеального решения или завершить все-таки работу - пусть не с идеальным, но хорошим качеством? Похвалите себя и на том остановитесь.

И вот день заканчивается, и вы с радостью отмечаете, что самые важные дела сделаны. И вы довольны собой!

И. Старцева, Пермский край