Сиди дома
Номер от 12 июля 2005 г.

Каким я родился, таким и пригодился
Невролог Эрл Р. Карлсон из реабилитационного центра для детей с церебральным параличом канадской провинции Квебек сам с детства страдал этим заболеванием и написал книгу о своей жизни под заглавием «Таким я родился».

Посеешь привычку, родишь характер...

«В неврологическом отделении клиники Вандербильта обследовали больных, чтобы установить диагноз. Потом обсуждали их возможности. Это было почти все, что тогда можно было для них сделать. Та малоосязаемая помощь, которую получали эти больные, производила на меня удручающее впечатление. Среди многих сотен детей с церебральным параличом, обследовавшихся у меня, большинство не получало никакого предварительного лечения, несмотря на подростковый возраст, 13-14 лет. Это было трагично, потому что без соответствующего лечения, начатого в раннем детстве, привычки к неправильным движениям закрепляются, и устранить их становится трудно.

...Посеешь характер, родишь судьбу

Неврозы и психозы - удел этих больных, если они не получают с раннего детства очень четкой и методической ориентации, которая позволит им приспособиться к своим недостаткам и сделать свою жизнь полезной. Когда такие дети поступают в клинику для обследования и лечения, очень легко можно заметить отсутствие у них самодисциплины, они всегда возбуждены. Их родители неизменно предупреждают меня о том, что Джонни или Бетти произведут на меня не очень хорошее впечатление, но что дома они ведут себя лучше. Ни родители, ни дети не представляют, насколько мне понятны эти трудности, потому что я сам часто тоже чувствовал себя неуверенно и был возбужден, когда оказывался в незнакомой ситуации.

Одергивания и замечания лишь ухудшат состояние

Во время обследования со стороны родителей слышались постоянные выговоры ребенку: «Прекрати пускать слюни! Не двигайся!» и так далее. Разумеется, такие замечания и одергивания не способствовали улучшению состояния ребенка. Наоборот, это как раз сосредотачивало его внимание на самом себе и как следствие повышало его нервозность. В таких случаях я спрашивал мать ребенка, может ли она думать о том, как она дышит, да еще, чтобы при этом не изменялся сам собой ритм ее дыхания, допустим, может она выделять слюну, не глотая ее? Она отвечала, что, конечно, не может. Взяв данный пример за основу, я объяснял ей, как необыкновенно велика внушаемость у спастика (у больного детским церебральным параличом), и как необходимо избегать привлечения его внимания к собственным недостаткам.

...Мой параличный опыт научил меня, что лучшее средство привести ребенка в наиболее благоприятное состояние - это попросить его вспомнить о том, что ему нравится. Я спрашиваю ребенка, есть ли у него дома маленькая кошечка или собачка, и, побуждая его к разговору, продолжаю обследование. Родители бывают буквально изумлены, видя, как ребенок легко успокаивается, и задаются вопросом, почему же они сами никогда не подумали о таком простом приеме.

Не так все страшно, не так все трудно, когда интересно, а не нудно

Самое простое мышечное действие требует от спастика такого же усилия, как хождение по натянутому канату у нормального человека...

... У нас в клинике было мало приспособлений для лечебной гимнастики и трудотерапии, потому я не мог сделать ничего большего, чем давать советы родителям, как они должны воспитывать ребенка в домашних условиях. Я настаивал на необходимости заинтересовывать ребенка тем, что он делает; когда он обучается ходить, сопровождать его и приучать смотреть туда, куда он идет; когда ребенок подает руку, - смотреть на руку, которую он хочет пожать и так далее. Эти простые приемы могут привести к заметному улучшению...»

Л. Никифорова, библиотекарь, г. Архангельск