Самое интересное
Номер от 10 ноября 2011 г.

Школы возьмут на веру
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» может стать обязательным в новом учебном году

Напомним, курс «Основы религиозных культур и светской этики» с апреля 2010 года в формате эксперимента преподают в 21 регионе. Проект стартовал после поручения президента. В апробации участвуют более 240 тысяч учеников 4-5-х классов почти 10 тысяч российских школ. В курсе шесть модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Школьники могут выбрать один.

НА этой неделе общественный совет, куда входят представители четырех религий, журналисты и ученые, собрался, чтобы подвести своеобразные итоги проекта. Выяснилось, что около 5 процентов школьников из пилотных регионов так и не были задействованы в эксперименте. Где-то категорически против оказались родители, но большинство детей оказались отлучены от эксперимента не по своей воле. Просто в школах, где учатся ребята, не хватило для этого учителей. Несмотря на эту статистическую в общем масштабе «погрешность», в министерстве уверены, что большинство регионов к введению в 2012 году этого комплексного учебного курса готовы.

Курс планируется как элективный, то есть по выбору, однако тут разработчики лукавят. Хотя бы один из 6 предложенных модулей ученик выбрать обязан. Правда, как показал мониторинг, в 10-11 лет этот выбор делает за школьника все-таки родитель. Так, 42 процента мам и пап решили, что их чадо будет изучать основы светской этики, треть выбрали основы православной культуры, 18 процентов - основы мировых религий, основы исламской культуры изучают сейчас 9 процентов школьников, буддизм - 1 процент, и менее одного процента учеников слушают курс по основам иудейской культуры.

- Получается, что 60 процентов родителей выбрали для своих детей нейтральные предметы - светскую этику и основы мировых религий, - отметил руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. - Мне кажется, этим они проголосовали за то, каким должен быть курс.

Игорь Реморенко с ним не согласился. Замминистра считает, что проценты не отражают предпочтения граждан к той или иной религии. «Возможно, что все наоборот, - предположил Реморенко. - Допустим, мусульманин решает изучить буддизм, чтобы узнать что-то о другой религии».

Но на самом деле вопросы, которые обсуждали члены Общественного совета, выходят далеко за рамки процентного соотношения выбравших тот или иной курс.

- В настоящее время курс, каким бы прекрасным он ни был, увы, не решает главной задачи, о которой говорилось, когда эксперимент только начинался: воспитание толерантности, - подчеркнул главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. - Показательная ситуация в Чеченской Республике: 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама. И только 0,12 процента решили изучать православие. Все выбирают «про себя», а не про других.

Алексей Венедиктов предложил в конце курса по каждой отдельной религии ввести 4-5 уроков по основам других конфессий. Чтобы даже выбравший, допустим, буддизм, все равно в конце обучения получал представление и о других традициях. Многие члены Совета Венедиктова поддержали. Однако активно с ним не согласился советник директора Федерального института развития образования Александр Данилюк. По его мнению, предложение Венидиктова сломает всю установившуюся систему и приведет к тому, что в головах учеников будет каша.

- Наш курс - это воспитание гражданственности, - уточнил он. - Учебник рассчитан на 30 уроков. А весь курс - на 34 учебных часа. Где эти 4 часа? А это - совместная работа школьников, когда они готовят работы по своим курсам и потом все вместе друг другу эти работы показывают и делятся тем, что узнали. В этой дискуссии дети и будут узнавать о других религиях.

«Круглый стол», за которым заседал Общественный совет, «забурлил»: а если в классе нет ни одного буддиста, кто и с кем будет обмениваться знаниями? В Ярославской области из 10 тысяч учеников один изучает основы мусульманской культуры, а иудейскую и буддистскую религии - вообще ноль. Действительно, при таких показателях о каком «обмене опытом» может идти речь?

Вторая проблема, которая всколыхнула общественников, - это разрыв в обучении. Получается, что первую часть ребята проходят в конце 4-го класса, а вторую - в первой четверти пятого класса. В четвертом им преподает педагог начальной школы, который их хорошо знает и которому они научились доверять за четыре первых школьных года. А в 5-м на урок приходит уже новый учитель - предметник из основной школы. Мало того что другой человек, так к тому же за три каникулярных месяца первая часть программы, хочешь не хочешь, а забудется.

В итоге Общественный совет четко обозначил проблемы, которые возникли в ходе эксперимента. Во-первых, больше половины родителей против деления на «молдули» и выбирают для детей нейтральные общие курсы. Во-вторых, оказалось, что из 62 не охваченных пока экспериментом регионов лишь 28 предоставили информацию о полной готовности в введению нового предмета. В-третьих, цель курса по воспитанию толерантности и терпимости к другим народам России «потерялась» из-за так называемых монорелигиозных модулей.

Министру Фурсенко предлагается рассмотреть возможность корректировки программ курса так, чтобы в каждой из них появилась единая часть по основам других религиозных культур. А также подумать над тем, чтобы переместить курс в программу одного класса: четвертого или пятого, не разбивая обучение летними каникулами.

«Российская газета»