Самое интересное
Номер от 13 октября 2011 г.

Чиновничий фронт
Большинство беспартийных, которые станут депутатами по линии ОНФ, оказались людьми из власти

Надежды обновить Госдуму за счет беспартийных «фронтовиков» не оправдались. Журналисты «Московских новостей» изучили предвыборные списки единороссов и обнаружили, что большинство беспартийных — это чиновники и общественники, близкие к власти. Кроме них реальные шансы стать депутатами получили несколько рабочих, актеров и учителей. Механизм Народного фронта эксперты готовы назвать социальным лифтом лишь с большой натяжкой.

Кто пройдет

Создавая полгода назад, в мае 2011-го, Общероссийский народный фронт (ОНФ), премьер-министр Владимир Путин объяснял смысл затеи так: «Единая Россия» нуждается и в притоке свежих идей, и в притоке новых лиц». По сути, Фронт должен был сыграть роль общегосударственного социального лифта, который позволил бы новым людям, не связанным с партийной номенклатурой, прийти во власть, а именно быть избранными в новую Думу. «Очень рассчитываю на то, что через такую структуру можно будет и новые востребованные идеи продвинуть, и новых людей в различные структуры власти», — говорил премьер на одной из встреч с представителями общественных организаций.

Журналисты изучили предвыборный список партии власти и пришли к выводу, что из всех беспартийных кандидатов проходные места занимают 105 человек. Проходное место определяли, ориентируясь на число депутатов, представляющих каждый конкретный регион в нынешнем составе Госдумы. При этом исходили из того, что губернаторы и вице-премьеры, возглавляющие списки в большинстве регионов, в Госдуму не пойдут. В число рассматриваемых 105 потенциальных депутатов Госдумы шестого созыва «МН» включили тех «фронтовиков», партийность которых не подтверждается в открытых источниках.

Среди беспартийных 105 кандидатов больше всего (28%) представителей действующей власти. На втором месте (26%) представители общественных организаций, 19% — бизнесмены, 8% — работники образования, менее 5% — врачи. Еще 3% — спортсмены, 3% — рабочие и 2% — актеры. Оставшиеся 7% — представители других профессий.

Все свои

Около 30 «фронтовиков» так или иначе связаны с властью. Это муниципальные чиновники, мэры городов, бывшие или действующие министры, их помощники и советники, руководители государственных ведомств, силовики.

Так, в Госдуму идут беспартийные прокурор Республики Коми Владимир Поневежский, министр культуры Мордовии Петр Тултаев, главный федеральный инспектор по Чувашской Республике Руслан Тихонов, начальник управления по делам молодежи города Ставрополя Ольга Казакова.

К представителям законодательной власти можно отнести перебежчиков из других партий, которые вошли в список «Единой России» как беспартийные. В проходной части списка их семь. В их числе бывшие справедливороссы Елена Вторыгина и Александр Бабаков, а также бывшие коммунисты Алексей Багаряков и Сергей Агеев. Представлена и судебная власть: проходное место занимает председатель Верховного суда Башкирии Михаил Тарасенко.

К «общественникам» с натяжкой можно отнести 27 человек. Главная трудность при их идентификации в том, что некоторых можно причислить к успешным предпринимателям, а другие сотрудничают с властью. Около десяти из группы «общественников», согласно подсчетам, являются членами или председателями региональных Общественных палат.

Еще одну группу «фронтовиков» составляют беспартийные бизнесмены — 20 человек. Хотя часть из них выдвигались различными общественными объединениями, большинство в открытых источниках известны лишь как руководители ЗАО, ООО, заводов и компаний.

На проходных местах списка можно найти еще двух актеров, трех спортсменов, пять врачей, восемь педагогов, при этом простых учителей только двое, остальные педагоги принадлежат к руководству вузов. Высоки шансы пройти в Госдуму и у трех рабочих: оператора по добыче нефти и газа Дмитрия Конькова, бригадира шахтеров Александра Каминского и работника алексинского завода «Тяжпромарматура» Дмитрия Смирнова. Оставшиеся восемь проходных мест списка делят между собой представители провластной молодежной организации «Молодая гвардия «Единой России».

Алина ГАРБУЗНЯК, «Московские новости»