Самое интересное
Номер от 16 июня 2011 г.

Небо. Лазеры. Самолет
«Звездные войны» в российских аэропортах

7 июня в Ростове-на-Дону произошел инцидент, который мог стоить жизни десяткам людей. Пилотов аэробуса А-320 авиакомпании «Авианова» на время ослепил лазерный луч, бивший по кабине с земли.

ПО словам пилотов, самолет уже заходил на посадку, когда лазерный луч зеленого цвета ударил с земли прямо по кабине экипажа. И капитан, и второй пилот были ослеплены, однако благодаря подсказкам диспетчеров самолет удалось благополучно посадить.

Подобный инцидент произошел и четырьмя днями ранее. 3 июня точно такой же лазерный луч ослепил второго пилота, однако капитан судна успел перехватить управление и успешно зайти на посадку.

В дело вмешались следователи. Первоначальная версия с лазерным шоу, проводившимся в одном из окрестных ночных клубов, не оправдалась, так как ни в одном развлекательном заведении такого шоу в эти дни не проходило.

Осталась версия с хулиганами. Однако возник вопрос: как им удалось точно навести лазерный луч на кабину экипажа самолета, летящего на почти пятисотметровой высоте?

Мнения экспертов разделились. По мнению одних, хулиганы использовали лазерную указку, богатый ассортимент которых представлен во множестве интернет-магазинов. Купить можно как дешевую указку за 700 рублей, луч которой бьет метров на десять, так и довольно дорогой вариант тысяч за тридцать, которая, по заявлениям продавцов, может покрыть лучом расстояние до пятидесяти километров. По другой версии, в качестве источника излучения мог использоваться лазерный прицел, который применяют охотники. Мощность такого луча намного выше, чем у обычных лазерных указок.

Обе эти версии, по мнению как отдельных экспертов, так и пилотов, выглядят не очень убедительно. Ведь одного источника излучения недостаточно, луч нужно еще точно навести, чтобы он на таком большом расстоянии попал точно в кабину пилота.

В своем интервью «Русской службе новостей» летчик-испытатель Магомед Толбоев сообщил, что для ослепления пилота, «во-первых, надо иметь мощный излучатель, во-вторых, его надо установить точно по углу наклона снижения самолета, попасть в летчика. А такие работы могут проводить научно-исследовательские институты».

Кроме того, поговаривали даже, что пилотов ослепляет навигационная лазерная система, установленная в аэропортах и помогающая при посадке на автопилоте. Тоже не очень убедительная версия, учитывая продуманность техники в таких важных местах, как аэропорты.

За рубежом подобные инциденты происходят, увы, часто, и виновниками их оказываются, как правило, малолетние хулиганы, балующиеся с лазерными указками и прицелами.

В США, например, для борьбы с лазерными хулиганами было решено ужесточить наказание за такие проделки. Теперь минимальным наказанием за «стрельбу» из лазера по самолетам является штраф в 11 тысяч долларов. К тому же в ближайшее время хулиганов с лазерными излучателями собираются приравнять к угонщикам самолетов с соответствующим наказанием.

Не чужды такие развлечения и европейцам. Во Франции хулиган получил условный срок в полгода, после того как направил лазерный луч в кабину экипажа самолета, подлетавшего к аэропорту Парижа. В Германии также были пойманы двое подростков, пытавшихся ослепить пилотов.

В России, к сожалению, тоже полно людей, которые хотят почувствовать себя героями «Звездных войн». По данным Росавиации, которые приводит «Комсомольская правда», в 2010- 11 годах были неоднократно зафиксированы случаи ослепления экипажей лазерными лучами. И если во второй половине 2010 года таких случаев было зарегистрировано всего пять, то с начала 2011 года их число уже достигло 30. Чаще всего жертвами хулиганов становились самолеты, прибывающие в аэропорты «Шереметьево» и «Внуково».

По материалам www.km.ru