Самое интересное
Номер от 4 ноября 2010 г.

Старый холодильник – враг экономики
Нас заставят поменять архаичную бытовую технику на современную

Вслед за утилизацией старых автомобилей в России хотят избавиться от бытовой техники советского образца. Уж слишком много, утверждают, электричества она потребляет, в наш век энергоемких технологий неэкономно как-то получается. Правительство хочет материально заинтересовать россиян в том, чтобы они меняли холодильники и стиральные машины старше 15 лет на новые модели.

Перестань открывать «Юрюзань»!

Конкретный механизм пока не прописан, но в Мин¬экономразвития уже понадеялись за 10 лет изъять из обращения практически все архаичные бытовые приборы – 39 миллионов холодильников и 32 миллиона стиральных машин.

Власти рассматривают возможность применить стандартные меры - скидки на покупку новой техники путем субсидирования или налоговые льготы для продавцов техники. Один из реальных вариантов - специальные программы по замене старых приборов на новые. Похоже на программу с утилизацией автомобилей.

У скептиков свои аргументы. Они напоминают: массовая замена сверхэнергоемких «лампочек Ильича» уже успела стать наглядным символом президентской кампании «модернизации и энергоэффективности».

К тому же еще не факт, что граждане захотят расстаться с шедеврами советского приборостроения. Ведь какая-нибудь «Юрюзань», «Бирюса» и «Вятка» могут оказаться гораздо экономичнее своих современных собратьев.

Эффект от программы также может быть нулевым, если продавцы бытовой техники предварительно поднимут на нее цены - как раз на величину компенсации. И сейчас новую энергоэффективную технику можно приобрести минимум за 16-20 тысяч рублей. Выходит, сэкономив, скажем, 10-15 копеек на работе холодильника в час, потребитель окупит вложенные средства только по прошествии полутора десятков лет и более.

Возможно и косвенное стимулирование населения - рост энерготарифов. Впрочем, этот процесс происходит и так.

От A до G

В общем, как приучить потребителей к энергосберегающей технике, государство еще толком не придумало, однако уже вовсю вводит обязательную ее маркировку. Перспектива уже успела вызвать переполох среди производителей и поставщиков техники, сулящих угрозу дефицита.

Новое требование вступает в силу со следующего года: начнет действовать положение закона об энергосбережении, обязывающее наносить на бытовые электроприборы маркировку в соответствии с классом энергоэффективности. Эта мера, как предполагают законодатели, может подтолкнуть покупателя выбрать менее «прожорливый» пылесос или тот же холодильник.

Как распознать энергоэффективную технику в магазине? Нужно будет ориентироваться на специальную наклейку с обозначением класса энергосбережения (от A до G), которой сейчас снабжено большинство западной техники. К классу А относятся наиболее экономичные приборы, к классу G - наименее экономичные. Современный холодильник класса А потребляет на 50-70% меньше электроэнергии, чем его допотопный собрат категории G. Вот как раз этот класс А и хочет до 2020 года увидеть в наших квартирах правительство, написавшее госпрограмму энергосбережения.

Кроме класса на электроприборе должно быть указано и годовое потребление электричества.

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники приняла новшество в штыки, пишет «МК». Дело в том, что, по первоначальной задумке чиновников, класс бытовой технике должны присваивать специальные лаборатории. Которых в России попросту нет. По новым правилам право определять класс энергоэффективности товара получили производители и импортеры. Однако участники рынка сулят после Нового года дефицит бытовой техники, подлежащей маркировке, и его ценовые последствия. Дело в том, что ни у производителей, ни у импортеров нет понимания того, по каким правилам будет маркироваться бытовая техника и как именно проводить испытания. Таким образом, если до Нового года чиновники не прояснят этот вопрос, ожидается неразбериха по образу и подобию другого печально известного подарка россиянам - введения «алкогольной» ЕГАИС.

По материалам 5-tv.ru, Mk.ru