Самое интересное
Номер от 18 марта 2010 г.

«Люфтганза». Сталинградский прорыв
Рекламная акция с поиском названия для самолета Airbus-А380, инициированная немецкой авиакомпанией «Люфтганза», пытавшейся привлечь внимание общественного мнения к новому типу самолета, неожиданно обернулась политическим скандалом. Какое бы имя теперь ни присвоили аэробусу, у него неизбежно сохранится приставка – «тот, что могли назвать «Сталинградом».

С легкой руки россиянки Марины Карякиной, первой предложившей псевдоним Stalingrad для нового немецкого самолета, его поддержали свыше 6 тысяч человек. В результате «Сталинград» в первый же день конкурса вырвался на первое место в кастинге имен «Люфтганзы».

Судя по реакции представителей немецкой авиакомпании, «сталинградский прорыв» стал настоящим шоком для менеджеров «Люфтганзы». Сначала представители компании предпочитали на всплеск популярности «Сталинграда» не реагировать. Потом и вовсе голосование в поддержку «сталинградского» бренда было отменено, а сам Stalingrad снят с кастинга псевдонимов для А380.

Очевидно, что присвоить сегодня самолету немецкой авиакомпании имя «Сталинград» – значит разбередить крайне болезненную моральную, психологическую рану в германском общественном мнении, связанную с трагической историей воздушного моста. В этом смысле прав один из руководителей музея-панорамы «Сталинградская битва» Борис Усик, отрицательно отнесшийся к идее присвоения самолету «Люфтганзы» имени Stalingrad. По его словам, надо оставить прошлое истории и не заниматься его сомнительным оживлением, провоцируя ненужные политические обострения сегодня.

Однако у инцидента с новым самолетом компании «Люфтганза» есть и российское измерение. Задорная попытка осуществить головокружительный ребрендинг германской авиакомпании и сделать из немецких пилотов сталинских соколов вполне естественно пришлась по душе российскому обществу.

Деликатную ситуацию, созданную противоречием между необходимостью дружбы с немецким бизнесом и патриотическими позывами российской общественности, в конце концов преодолел мэр Волгограда Роман Гребенников. Он заявил о том, что в связи с отказом компании «Люфтганза» разрешить продолжить участие Stalingrad’у в кастинге имен для А380 мэрия Волгограда намерена обратиться к волгоградским авиакомпаниям с предложением присвоить название «Сталинград» одному из их самолетов.

Мелькнувшая в немецком небе тень Сталинграда исчезла почти мгновенно. Однако фантомные страхи и восторги после нее остались. Очевидно, что прецедент, созданный Мариной Карякиной и поддержанный шестью тысячами виртуальных «сталинградцев», вполне может быть развит в новых виртуально-патриотических интернет-проектах. Россиянам есть за что бороться и какие исторические бренды воскрешать.

anticlerk.co