Самое интересное
Номер от 19 февраля 2009 г.

Это твой шанс!
Как можно «раскрутиться» в непростое время. С того момента, как в России разразился нынешний кризис, вновь пошли разговоры о шансе для напористых и предприимчивых. Дмитрий Докучаев, редактор отдела экономики журнала «The New Times», потратил не меньше месяца, чтобы найти таковых – причем не по публикациям в прессе или в Интернете, а живьем. Вот что он рассказывает.

25-летний Алексей Р. - недавний выпускник МАИ – взяв кредит два года назад, вместе с приятелями организовал малое предприятие, которое выпускает приборы для измерения расхода воды. Они компактные, недорогие. Алексей утверждает, что за последние четыре месяца спрос на их продукцию довольно заметно вырос, при том, что никаких дополнительных затрат на рекламу не было. Очевидно, у потенциальных покупателей сработала кризисная логика: лучше один раз потратиться на недорогой счетчик, чем регулярно переплачивать за коммунальные услуги.

Другой бизнесмен, гораздо более опытный, Аркадий Ш., решил все, что скопил ранее, играя на фондовом рынке, вложить в производство фаст-фуда. Его расчет на то, что кушать хотят все, но большинство людей вынуждены в силу сложных обстоятельств отказываться от кафе и ресторанов. Вот им-то и хочет предложить Аркадий свой фирменный бутерброд с сытными добавками (ориентировочная цена 100 рублей), да еще с доставкой на дом или на работу. Предприниматель уверен в эффективности своего начинания, собирается окупить все затраты (порядка 8-10 млн рублей) за год, а затем совершить экспансию и за пределы Москвы.

Для 40-летнего Игоря С. - давнего фаната Интернета – до недавнего времени создание сайтов было чем-то вроде хобби (делал их по просьбам друзей), а зарабатывал он совсем другим. Кризис все изменил: Игорь попал под сокращение на работе, и тут выяснилось, что создание качественных сайтов и их продвижение в поисковых системах – очень неплохой способ заработка. Сегодня Игорь загружен работой до предела, причем без всякой саморекламы. Помогает «сарафанное радио»: если клиенту нравится – рекомендует знакомым. Он признался, что берет от 3 тысяч рублей за простой сайт-визитку до 20-50 тысяч за решения посложнее: в месяц «капает» в разы больше, чем было на службе.

Этим мои «положительные» примеры заканчиваются. Зато, разговаривая с людьми, так или иначе причастными к малому бизнесу, я узнал много отрицательного. Например, что стартовать сейчас со своим делом гораздо труднее, чем 10-15 лет назад. Тогда многие рынки были «голодными», а ниши – незаполненными. Сейчас же практически все рынки высококонкурентны или окончательно монополизированы. Плюс к тому, на смену стихийным криминальным наездам

90-х пришла железобетонная бюрократическая система. Кроме того, в стране нет практически никакой инфраструктуры и площадей, где новые производства можно было бы разместить, кредитные ресурсы практически недоступны, а получить доступ к электромощностям крайне сложно и дорого. Затруднен и доступ к потребителю: вхождение в торговые сети для большинства отечественных производителей не по средствам.

И все же некоторые направления для рывка в бизнесе сейчас существуют. Прежде всего, это то, что связано с импортозамещением: производство продуктов питания и сельхозпродукции, товаров первой необходимости (например лекарств), а также ремонтные работы и услуги в области ЖКХ.

Newsru.Com