Самое интересное
Номер от 28 января 2009 г.

Что-то с памятью у нас стало...
В Санкт-Петербурге во вторник, 27 января, отметили 65-ю годовщину полного снятия 900-дневной фашистской блокады города. К сожалению, это событие чуть не обернулось национальным позором.

АДМИНИСТРАЦИЯ Петербурга собиралась построить городской полигон для утилизации отходов и мусоросжигательный завод на Синявинских высотах. В годы войны здесь погибли около 200 тысяч солдат и офицеров Красной армии. Десятки тысяч из них до сих пор не захоронены.

Под давлением общественности от этого плана решено отказаться. Защитив Синявинские высоты, люди теперь требуют, чтобы эта территория была признана памятником. А власть нашла бы деньги не только на полигон для отходов, но и на мемориальный комплекс .

К слову, по случаю годовщины снятия блокады средства из бюджета города выделены изрядные. Только на одно из 300 мероприятий - размещение 5000 биллбордов из казны потрачено 12,6 млн руб. Об этом пишет на сайте apn-spb.ru известный журналист Даниил Коцюбинский.

Представители общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», например, предлагали чиновникам выдать блокадникам вместо подарков денежные пособия. «Но нам сказали, что якобы из-за инфляции так не получится», - рассказала одна из блокадниц.

Впрочем, куда более важной является оценка не денежной, а идейной сути торжества, считает журналист. Какой должна быть память о блокаде? Триумфальной или скорбной?

Смольный сделал однозначный выбор в пользу «идеологии салюта». И потому на плакатах, заполнивших город, сплошь улыбающиеся лица людей с автоматами и мастерками. «В оформлении города мы старались воссоздать настроение праздника, - разъяснил председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Юрий Зинчук. - Около 5 тысяч плакатов должны погрузить горожан в атмосферу того времени». Но вот вопрос – действительно ли атмосфера блокады лучше всего передается изображениями улыбок, объятий и раскатами салюта?

Однако итог блокады не только в колоссальных цифрах жертв, продолжает Даниил Коцюбинский. «В блокаду из жизни ушел тот город, который, надломленный революцией и непрерывными репрессиями, все же продолжал существовать. Он жил до тех пор, пока жила петербургско-ленинградская интеллигенция – те самые «иждивенцы», которым суждены были в первую блокадную зиму 125 грамм - черная хлебная метка, означавшая слегка отсроченный смертный приговор…

После войны остались здания. Но массы петербуржцев, наполнявших свой город особым цивилизационным смыслом, больше не было. Опустевший Ленинград заполнили совсем другие люди... В 70-е годы еще можно было встретить – почему-то в основном на Петроградской стороне – характерных «старушек в шляпках» - тени «потонувшего мира». Но гораздо больше – и в центре, и в новостройках – было совсем других старушек, в плисовых полушубках, шерстяных платках и валенках с галошами. Именно они, их дети и внуки заложили основу новейшего ленинградского «этноса», не ощущающего, как можно заметить, особой разницы между праздником и поминками...»

Последние размышления могут быть спорными. Но в суете сует нелишне еще раз задуматься о том, как сохранить главное в нас – историческую память…

По материалам Интернета