Самое интересное
Номер от 4 декабря 2008 г.

Картель покарают
Ответственность чиновников и предпринимателей за нарушение правил конкуренции будет усилена вплоть до уголовной. Так распорядился премьер Владимир Путин на заседании совета по конкурентоспособности, пишут «Ведомости».

Премьер отметил, что госструктуры предоставляют незаконные преимущества отдельным «близким» к ним компаниям. Больше половины нарушений антимонопольного законодательства приходится на чиновников, а не на бизнесменов, отметила министр экономразвития Эльвира Набиуллина, поэтому нужна уголовная ответственность. По данным ФАС, чиновники в 2007 году совершили 52,8% правонарушений в области законов о конкуренции, их количество выросло на 34%. ФАС предлагает ввести максимальную ответственность в 1-3 года.

Чиновникам сейчас за препятствование конкуренции грозят штрафы, и как максимум, дисквалификация с запретом занимать должность. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса и сейчас, но на деле не работает: сложно определить размер ущерба, нанесенного действиями нарушителя, отмечают чиновники Минэкономразвития. Законопроект ФАС уточняет состав правонарушения и процедуру его доказывания.

Владимир Путин обозначил и наиболее неблагополучные с точки зрения конкуренции сферы отечественной экономики - это ЖКХ, производство нефтепродуктов, коксующихся углей, авиатоплива и доступ к энергоносителям. «В этих секторах нарушение конкуренции приобрело системный характер, что напрямую бьет по гражданам и препятствует развитию бизнеса», - уверен он.

«Аргументы и факты» по этому поводу задаются справедливым вопросом: «Почему в США литр бензина стоит 14 рублей, а у нас - больше 20? Американцы нефть покупают, а мы ее, напротив, экспортируем. И тем не менее у них бензин быстро дешевеет, а у нас нет».

- Проблема в том, что структуры рынка у нас разные, - рассказал «АиФ» аналитик нефтегазового сектора «Юникредит Атон» Павел Сорокин. - У нас олигополия, и нескольким крупным компаниям очень просто договориться между собой о единой ценовой политике. В США, напротив, множество мелких компаний конкурируют друг с другом и, чтобы привлечь клиентов, снижают цены, насколько это возможно.

Получится ли такое у нас? Вопрос открытый…

По материалам Интернета