Самое интересное
Номер от 17 сентября 2008 г.

Пацанский стиль
Кризис пришел в Россию. Фондовый рынок рухнул, банки испытывают нехватку денег, доллар растет в цене. На очереди — снижение покупательской активности населения на фоне высокой инфляции, удорожание импорта, стагнация спроса, а значит, и замедление темпов роста ВВП. Однако настоящая цена этого кризиса для России будет определяться не столько траекторией кризиса экономического, сколько идейно-политического.

Кто лоханулся?

Откликаясь на падение фондового рынка на прошлой неделе, российские первые-вторые лица разъяснили нам, что кризис носит сугубо временный характер и вызван на 75 процентов внешними причинами — проблемами экономики США. В ставшем уже визитной карточкой «возрождения России» пацанском стиле нам поведали, кто конкретно лохонулся на ипотеке и недвижимости и в результате подставил нормально развивающихся мужиков, а теперь еще выводит с биржи капусту, мешая людям законно поднимать бабло. В этом бриф-релизе по экономической ситуации правда и неправда смешаны примерно в равных долях. Важно, которая из долей будет в результате признана главной и ляжет в основу принимаемых решений.

Действительно, обвал российского рынка является прямым следствием американского финансового кризиса, перекинувшегося сначала на европейские рынки, а затем и на рынки развивающихся стран. Индексы товарных бирж по всему миру теряли от трети (как, например, в Бразилии и Индии) до двух третей (как, например, в Китае и Украине) от своих пиковых значений. Разница лишь в том, что где-то падение началось еще осенью 2007 г., где-то — с начала 2008-го, а где-то — только весной (как в России). До этого момента оценка российскими властями текущей экономической ситуации вполне верна. Однако дальше экономический анализ уступает место политическим химерам.

Еще весной, когда кризис уже обрел свои очертания на Западе и тихо вползал в Россию под личиной инфляции, российские власти важно рассуждали о том, что Россия может оказаться «островком стабильности» на пути идущих с Атлантики штормов и непогод. В этой радужной идее проступало не только безвредное патриотическое прекраснодушие, но и специфическая картина реальности: предполагалось, что успехи российской экономики предыдущих лет, выразившиеся, в частности, в бурном притоке капитала, толкавшем вверх как российский ВВП, так и российскую биржу, связаны преимущественно с внутренними факторами — потенциалом «возрождающейся России», мудрой политической линией властей и лично Путина В.В., а также способностью российского бизнеса добиваться реальных успехов под чутким присмотром начальства. В то время как экономики США и Европы стоят перед лицом объективных трудностей, связанных с исторически предопределенным закатом их гегемонии и всемогущества.

Сегодня, когда «островок стабильности» уже по колено залит водой, детали описания несколько изменились. Но общая концепция — нет. Дело вновь выглядит так, что нестабильность мировых рынков стала временной помехой успешному развитию российской экономики и рынков российских. Случаем этакого внешнего вредительства. Отток денег, поясняют нам, носит преимущественно спекулятивный характер и не связан с фундаментальными факторами. (Чувствуете разницу: приходят на российский рынок инвесторы, связанные с факторами, а бегут с него спекулянты, с факторами не связанные!) Соответственно, правительству необходимо продумать меры по поддержанию рынка, спасению, так сказать, экономики от действия внешних деструктивных сил. Вплоть до использования средств из резервных фондов. И скорее завершить разработку программы превращения России в крупный финансовый центр, а рубля — в резервную валюту.

Без стакана не разобраться

Вечный вопрос интерпретации: стакан наполовину пуст или наполовину полон? В первом случае он наполовину полон, и надо только подлить недостающее.

Противоположная точка зрения исходит из того, что не только сегодняшние проблемы российской экономики, но и ее предшествующие успехи были связаны с влиянием прежде всего внешних факторов. Рост стоимости сырьевых товаров, ослабление доллара и масштабный переток капиталов на рынки развивающихся стран обусловили львиную долю наших экономических достижений последних лет. Не столько вывод денег с рынка, сколько их приход на него носил во многом спекулятивный характер. Соответственно, и обратная тенденция обусловлена фундаментальными факторами: деньги будут выводиться с российского рынка ровно до тех пор, пока инвесторы не нащупают новых среднесрочных ориентиров курса укрепляющегося доллара и цен дешевеющего сырья. Этот стакан наполовину пуст. И останется наполовину пуст, сколько в него ни подливай.

У каждой победы и каждого успеха неизбежно находятся свои родители. Которым и достаются главные почести. Но и у каждого поражения и каждой неудачи есть свои любимые дети. Которым удается избежать расплаты.

У второго взгляда на вещи, предполагающего, что сегодняшние трудности российской экономики — обратная сторона ее прежних успехов, есть слабое место. Получается, что не выстроенный Владимиром Путиным политический и корпоративный режим является фундаментом наших побед. И что еще хуже — не является он и надежной защитой от экономических потрясений. Значит, не посадка Ходорковского и назначение губернаторов — залог нашего благополучия?

А потому у первого взгляда на вещи, приписывающего удачи внутренним факторам, а неудачи — внешним, гораздо больше шансов стать руководством к действию. Надо только восполнить нехватку внешнего притока капитала на фондовый рынок, в банковскую систему и реальный сектор ресурсами, накопленными за годы благоприятной конъюнктуры.

Если же все-таки правы сторонники второго взгляда на вещи, то эти вливания будут в основном похожи на попытку наполнить ведро без днища.

Кирилл РОГОВ «Новая Газета»