Самое интересное
Номер от 10 июля 2008 г.

А где твой черный пистолет: в кармане или дома?
На днях верховный суд США вынес постановление, в котором признал конституционным право американцев на ношение оружия.

ПОВОДОМ послужило решение властей федерального округа Колумбия (на его территории расположен Вашингтон) ввести «разумные ограничения» на ношение легкого огнестрельного оружия, чтобы сдержать волну насилия. Закон действовал тридцать с лишним лет. Он разрешал жителям столицы покупать и хранить у себя дома охотничьи ружья и винтовки при условии, что они зарегистрированы в полиции, хранятся незаряженными или в разобранном виде, а также снабжены замками, блокирующими спусковой крючок.

Однако группа активистов выступила против закона, утверждая, что, не имея постоянно под рукой пистолета или револьвера, они не могут защитить себя и своих близких. И верховный суд с их требованиями согласился.

Принятая в далеком 1791 году вторая поправка к конституции США, предоставившая американцам право на ношение оружия, стала, пожалуй, самым «кровавым» законодательным актом за всю историю страны. Сейчас на руках примерно 60 миллионов американцев (пятая часть населения) находится более 200 миллионов единиц огнестрельного оружия. Это количество ежегодно увеличивается на 4,5 млн стволов. Увы, отсюда и печальная криминальная статистика: каждый год четверть насильственных преступлений и 60-67% убийств в США совершаются со стрельбой. Вспомнить хотя бы массовые бойни, регулярно случающиеся в учебных заведениях страны.

Законодатели и общественность бьют тревогу: надо срочно гнать обывателей с «линии огня».

А как у нас?

В России продажа оружия населению была прекращена после революции 1917 года. До того каждый гражданин мог купить себе карманный браунинг за 16 рублей, что составляло половину зарплаты служащего. Для этого нужна была лишь подпись местного жандарма.

Спрос на оружие у нас пополз вверх в начале 90-х годов, когда криминогенная обстановка резко обострилась, а доверие к милиции упало. Сначала разобрали охотничьи ружья, потом пошла мода на газовые пистолеты и револьверы. В 1991 году их можно было купить вообще без лицензии. Потом, правда, власти опомнились, и «газовики» начали лицензировать.

Но к этому времени граждане уже переквалифицировались на травматические пистолеты, а газовые стали просто дарить или продавать кому попало. При проверке владельцев МВД в год не досчитывается около 4000 газовых стволов. Преступники, в свою очередь, переделывают газовые пистолеты под боевые патроны. В прошлом году было изъято более 2600 таких «самострелов». Именно это оружие сейчас чаще всего мелькает в криминальных сводках России.

Это при том, что, по официальной статистике, в России среди гражданских лиц оружием (им считаются длинноствольные охотничьи ружья и травматические пистолеты) владеют только десять человек из ста. На всю страну этот арсенал не превышает 5,6 миллиона единиц.

Травматическое оружие, которое в России приобретают ежегодно 700 человек, и вовсе превратилось в орудие выяснения отношений. За последние два года от его резиновых пуль погибло более 25 россиян.

История развития оружия самообороны показывает, что в итоге боевое оружие будет доступно и россиянам. У нас, как когда-то в Америке, растет лобби оружейных промышленников, которые заинтересованы в продаже своей продукции.

Правда, пока российские законодатели «вооружать» население отказываются. А правоохранители жестко пресекают случаи незаконного хранения оружия. В 2007 году за эти нарушения было осуждено более 11000 человек.

Александр БОЙКО,«Комсомольская правда»