Самое интересное
Номер от 10 июля 2008 г.

Управдом и Комиссар
6 июля в Москве на 83-м году жизни скончалась Нонна Мордюкова. Похороны великой актрисы состоялись в среду, 9 июля, на Кунцевском кладбище. Согласно воле покойной, гражданской панихиды в Доме кино не было.

НОННА (Ноябрина) Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в Донецкой области. В 20 лет, сразу после войны, она поступила во ВГИК и, еще не закончив учебу, сыграла свою первую роль – в фильме «Молодая гвардия» Сергея Герасимова. Признание пришло сразу, в 1949 году молодая актриса получила за эту работу Государственную премию СССР.

После окончания ВГИКа в 1950 году Мордюкова идет в Театр-студию киноактера, где проработает сорок лет. Кинорежиссеры очень быстро признают в молодой актрисе не только редкую фактуру, но и мощный драматический талант. В фильме Михаила Швейцера «Чужая родня», который вышел на экраны в 1955 году, она играет в паре с Николаем Рыбниковым, и после этой картины оба становятся всенародными любимцами.

В 1960-м выходит на экраны «Простая история» с Михаилом Ульяновым и Василием Шукшиным. Роль главной героини написана уже специально для Нонны Мордюковой. Эту роль она всегда называла среди самых своих любимых работ, а слова «Хороший ты мужик, но не орел» с тех пор много лет повторяют разочарованные женщины, даже не помня, откуда они.

В 60-е годы Мордюкова сыграла во множестве фильмов: «Женитьба Бальзаминова», «Война и мир», «Журавушка», «Гори, гори, моя звезда» и других. Но главными стали две роли, одна комедийная и одна – трагическая. Управдомша из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая (1968) — первая роль, с которой у абсолютного большинства зрителей ассоциируется Нонна Мордюкова. Несколько емких фраз – про «отключим газ», «водокачку» и «в булочную на такси» — стали фольклором. А что-то пришлось вырезать по настоянию режиссерской коллегии: фразу «Я не удивлюсь, если ваш муж посещает синагогу» позже переозвучили, решив не шутить с еврейским вопросом. Так что в окончательном варианте Семен Семеныча подозревали всего лишь в посещении любовницы.

Куда более серьезными были претензии цензуры к фильму Александра Аскольдова «Комиссар», в котором Мордюкова снялась за год до выхода комедии Гайдая. Роль комиссара Красной Армии Клавдии Вавиловой стала одной из лучших работ актрисы, но об этом долгое время никто не знал. Фильм по рассказу Василия Гроссмана, снятый Аскольдовым и оператором Валерием Гинзбургом, с музыкой Альфреда Шнитке и с Роланом Быковым и Нонной Мордюковой в главных ролях, пролежал в архиве под грифом «хранить вечно» больше 20 лет. Все тот же еврейский вопрос, а официально – «дегероизация» и «дегуманизация» революции – обрекли режиссера на отлучение от профессии и исключение из партии.

В 1988 году реабилитированная картина собрала множество призов, в том числе на Берлинском фестивале. А исполнительницу главной роли лондонский справочник «Who is Who» включил в десятку величайших актрис ХХ века.

На карьере Нонны Мордюковой работа в опальном фильме, насколько известно, не сказалась, в 70-е она по-прежнему много снималась. Слава снова пришла к ней в начале 80-х, после выхода на экраны картины Никиты Михалкова «Родня». Тогда же она снялась в «Вокзале для двоих».

В 1990-м в возрасте сорока лет умер сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова актер Владимир Тихонов. Тогда уже казалось, что серьезная карьера Мордюковой подошла к концу. Ей предлагали роли в эпизодах и в телепроектах. В 1995-м она снялась в комедии «Ширли-мырли». Позже она писала об этом эпизоде: «Три миллиона отсчитали и разошлись по-хорошему. Больше никогда не буду сниматься за деньги!»

Однако еще одну большую роль Нонна Мордюкова все-таки сыграла – в фильме «Мама» Дениса Евстигнеева (1999). После этого она все меньше появлялась на публике, в последний раз выйдя на сцену в день своего 80-летия.

Андрей БОРЗЕНКО, «Русский репортер»