Самое интересное
Номер от 29 ноября 2007 г.

Наши дочки и сынульки такие капризульки!
Ваш ребенок - это отдельный огромный мир, о котором вы, уважаемые родители, согласитесь, почти ничего не знаете. Да и вряд ли кто-то знает, поэтому не стоит доверять без критического осмысления тем или иным советам по воспитанию детей. И все рекомендации, собранные из писем читателей, воспринимайте не как руководство к действию, а как информацию к размышлению. Собраны эти советы в новой брошюре «Воспитанием дитя занимайтесь не шутя» «Народной библиотеки газеты «Завалинка» (издательство «Северная неделя»).

Ваш малыш капризничает? Возможно, он устал и хочет спать, или голоден, или заболел. Если же он просто вредничает, как правильно поступить родителям?

1. Для начала подумайте примерно так: «Если мой ребенок плохо ведет себя, возможно, его мучает какая-то проблема, которую он не может решить самостоятельно. Значит, он нуждается в помощи». Такие мысли помогут вам не сердиться, а посочувствовать.

2. А что делать с самим капризулей? Да ничего! Оставьте его в покое. Наедине с самим собой он скорее расслабится и успокоится.

3. Для того чтобы ребенок прислушивался к вашим замечаниям и советам, он должен верить в вашу искренность. Но доверительные отношения надо выстраивать. Поможет в этом игра. Да, да, игра! Игра - это азарт, это радость, это смех, раскрепощение:

пообщайтесь с ребенком на «языке животных» (помяукайте, помычите), и вы оба убедитесь, как трудно долго рычать или мурлыкать, и что ласкаться гораздо приятней;

а знаете ли вы, что простым звуком «му-му-му» можно выразить массу эмоций, вот и выражайте: спорьте, миритесь, говорите - в такой игре ребенок получит право высказать все, что он думает о вас;

если вы не хотите мычать и мяукать, тогда говорите набором бессмысленных звуков, например, вместо: «Ваня, не качайся на стуле», скажите: «Пода, ап чаризабе дюся» - поговорите так с полчасика, и вы почувствуете, как весело на свете жить;

копируйте мимику и жесты ребенка: он нахмурился - вы тоже, он встал в позу - вы тоже и т.д., а когда ребенок подобреет, предложите ему копировать вашу мимику и жесты (людям легче идти на контакт, когда их что-то объединяет, пусть даже всего лишь забавный жест).

Поиграйте с ребенком, и тогда он и вы сами ощутите, как надоевшие проблемы растворяются в вашем совместном смехе.

С. КЛИМОВА, г. Мурманск

Нужно знать, как игрушки выбирать

Иногда родители покупают игрушки не для ребенка, а... для себя. То, чего мы были лишены в детстве, не оставляет нас в покое. Куклы Барби, детские кухни, кукольная мебель. Подумайте, кому больше хотелось этих покупок: вам или вашему ребенку?

Гигантомания - тоже прихоть не детей, а родителей. Огромные медведи, занимающие полкомнаты, редко выполняют функцию игрушки (ну, мягкая мебель, не более).

Еще одна беда родителей - желание покупать ребенку исключительно развивающие игрушки. Учтите: в занятиях с такими игрушками ведущую роль играет взрослый. Не может же ребенок сам себя обучать! Поэтому, закупаясь, помните: ваше участие обязательно!

И, наконец, не забывайте, что ребенку нужна игрушка-друг: кукла или плюшевый зверь. И вообще, идеальная игрушка - та, которую можно взять с собой в постель, поведать ей свои детские тайны и радости.

И. ДАНИЛОВА, г. Архангельск

Штаны и пацаны

Моя мама очень справедливая. Я недавно на горке весь испачкался и штаны порвал. А мама, как увидела меня, засмеялась и за штаны совсем не ругала. Наоборот, сказала только: «Что важнее: штаны или тот, кто их носит?» Мой друг Димка тоже был со мной на горке. Он свои штаны не порвал, а только испачкал. Но знаете, как сильно Димку ругала его мама! Она кричала: «Свинья везде грязь найдет, даже на снежной горке!» Наши с Димкой дома находятся рядом, по соседству, и мне все было слышно.

Сережа АНИСИМОВ, Архангельская область

Угол шкафа - нехороший - досадил ребенку Гоше!

Многие с детства усвоили, что окружающий мир опасен и враждебен. Вспомните знакомый эпизод: ребенок, едва научившись стоять на ногах, падает, ушибается, и находящийся рядом взрослый, желая утешить ребенка, бьет рукой предмет, о который ударился ребенок, со словами: «У, какой нехороший. Вот тебе!» Несколько подобных эпизодов, и ребенок усваивает, что если ему плохо, значит, есть виновный в этом. На таком детском представлении строятся его дальнейшие взаимоотношения с окружающим миром. И, став взрослым, человек в своих неудачах будет винить родителей, соседей, правительство... А еще это воспитание агрессии!..

Вы лучше попробуйте наоборот: пожалейте стул, ему ведь тоже больно. Потом, конечно же, подуйте на ушибленное место ребенка.

Баба Аня, «укротитель» пяти внуков, г. Архангельск